~ АУДИТ ~ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ~ НАЛОГИ ~

+7 9651622765


Вернуться на Главную

НОВОСТИ ДЛЯ АУДИТОРА

НОВОСТИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

НОВОСТИ ДЛЯ ЮРИСТА


НОВОСТИ ДЛЯ АУДИТОРА


~ Информационного сообщения Минфина России 11 января 2024 г.№ ИС-аудит-69 Опубликован Перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 г. В Перечне случаи обязательного аудита объединены в две группы: в силу федеральных законов (за исключением Федерального закона «Об аудиторской деятельности») и в силу Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Независимость и профессиональная этика. Новые редакции указанных документов утверждены саморегулируемой организацией аудиторов Ассоциацией «Содружество» в конце 2023 г. и подлежат обязательному применению с 1 января 2024 г. Продлены особенности деятельности аудиторов и аудиторских организаций в связи с прохождением военной службы. Определен порядок аудиторской деятельности в новых субъектах Российской Федерации. Разрешено заочное назначение аудитора акционерного общества в 2024 году. Продлено полномочие Совета директоров Банка России по освобождению аудиторских организаций на финансовом рынке от раскрытия чувствительной информации.

~ Информационное сообщение Минфина России 27 декабря 2023 г. № ИС-аудит-68 Государственный контроль в сфере аудита в 2024 г. Применительно к сфере аудиторской деятельности это означает, что в 2024 г. Казначейство России будет проводить внеплановые проверки деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, а Минфин России – внеплановые проверки деятельности саморегулируемой организации аудиторов без согласования с органами прокуратуры по: поручениям Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации.

Утвержден порядок оценки рисков совершения операций (сделок) в целях отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в аудиторской деятельности. Порядок распространяется на сферу деятельности по проведению финансового аудита (далее – сектор). Оценка рисков проводится Федеральным казначейством с участием саморегулируемой организации аудиторов. Основными целями ее являются: определение факторов подверженности рискам ОД и ФТ сектора; актуализация параметров модели оценки рисков, утвержденной Федеральным казначейством[5]; определение динамики уровня риска ОД и ФТ в секторе в целом; ранжирование отдельных сегментов (видов деятельности) в секторе по уровню риска ОД и ФТ; определение степени внимания, которое необходимо уделять соответствующим сегментам (видам деятельности); оценки эффективности мер, принятых для снижения рисков ОД и ФТ в секторе по результатам национальной оценки рисков ОД и ФТ и предыдущей секторальной оценки рисков; выработка мер для снижения рисков ОД и ФТ в секторе; информирование сектора о новых рисках (типологиях) ОД и ФТ.

Вступило в силу Соглашение об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза. В связи с вступлением в силу Соглашения в государствах-членах Евразийского экономического союза Армении, Беларуси, Казахстане, Киргизии и России начинается работа по приведению национального законодательства в соответствие Соглашению. При этом необходимо обратить внимание, что данным Соглашением не установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации.

~ РЕКОМЕНДАЦИИ аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2023 год.

~ Информационное сообщение Минфина России 7 декабря 2023 г. № ИС-аудит-67 Введенные в действие МСК 1, МСК 2 и МСА 220 (пересмотренный) создают новую систему управления качеством в аудиторских организациях. Основные черты этой системы: повышенная ответственность руководства аудиторской организации за управление качеством; риск-ориентированный подход к управлению качеством; решение проблем использования технологий, сетей и внешних поставщиков услуг; повышенное внимание к непрерывности потока внутренней и внешней информации; мониторинг систем управления качеством и своевременное устранение выявляемых недостатков; изменение роли руководителя аудиторским заданием, повышение его ответственности за качество аудита. МСК 1 принят взамен МСКК 1, МСК 2 вводится впервые, МСА 220 пересмотрен.

~ Информационное сообщение Минфина России 3 октября 2023 г. № ИС-аудит-66 1) Уточнены ограничения на предоставление информации аудиторам. 2) Утверждена Модель оценки рисков несоблюдения законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, см. документ Приказ Федерального казначейства от 13.07.2023 № 13н вступил в силу с 4 сентября 2023 г. 3) Установлен новый порядок ведения перечней сетей аудиторских организаций.

~ Информационное сообщение Минфина России 25 сентября 2023 г. № ИС-учет-48 Установлены особенности раскрытия консолидированной финансовой отчетности. В сообщении Минфина даны разъяснения в каких случаях и какие организации для которых установлены особенности раскрытия консолидированной финансовой отчетности. Перечислены сведения, не включаемые в раскрываемую консолидированную финансовую отчетность. О раскрытии консолидированной финансовой отчетности с изъятием отдельных сведений см. документ ОП 18-2023. Об исполнении обязанности по аудиту консолидированной финансовой отчетности в случае раскрытия ее с изъятием отдельных сведений см. документ ОП 19-2023

~ Информационное сообщение 25 июля 2023 г. № ИС-аудит-64 Инвестиционные советники освобождены от обязательного аудита. Установлен порядок признания аудиторского заключения ненадлежащим, процедура признания аудиторского заключения ненадлежащим может быть применена только в отношении общественно значимых организаций на финансовом рынке. Установлены дополнительные индикаторы риска нарушения обязательных требований аудиторскими организациями. Одним из таких индикаторов риска является выдача в течение одного календарного года аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, аудиторских заключений в количестве, превышающем два аудиторских заключения в месяц на каждого аудитора, исходя из средней численности аудиторов, работавших в данной аудиторской организации, за указанный год.

~ Федеральный закон от 24.07.2023 № 355-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" Отменено требование об обязательном аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности инвестиционных советников. Законом, бухгалтерская (финансовая) отчетность инвестиционных советников, осуществляющих только деятельность по инвестиционному консультированию, равно как и совмещающих эту деятельность с любой иной деятельностью, не подлежащей лицензированию, освобождается от обязательного аудита начиная с отчетности за 2022 год. Закреплено, что, в случае если бухгалтерская (финансовая) отчетность освобождена от аудита по одному из оснований, предусмотренных законодательством, но подлежит обязательному аудиту по иному основанию, необходимо проводить обязательный аудит указанной отчетности.

~ Информационное сообщение 5 июня 2023 г. № ИС-аудит-63 Уточнены требования к раскрытию информации о деятельности аудиторской организации. Также сообщается о ратификации Соглашения об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза.

~ Информационное сообщение 18 апреля 2023 г. № ИС-аудит-62 Установлены особенности госконтроля в сфере аудита до 2030 года.

Особенности госконтроля (надзора) и муниципального контроля предусматривают, в частности, следующее: в период до 2030 года плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки проводятся только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска; Минфин возобновит проведение плановых проверок деятельности СРО аудиторов с 18 марта 2024 г.; введен порядок подачи контролируемым лицом заявления об изменении категории риска осуществляемой им деятельности; введен порядок направления контролируемым лицом обращения, инициирующего проведение профилактического визита контрольным органом; Казначейство России может проводить профилактические визиты, от которых аудиторская организация, оказывающая аудиторские услуги общественно значимым организациям, не вправе отказаться. Также сообщается: о практике исполнения организациями обязанности по аудиту консолидированной финансовой отчетности в случае раскрытия ее с изъятием отдельных сведений; о введении дополнительных требований к раскрытию информации о деятельности аудиторской организации, обслуживающей общественно значимые организации на финансовом рынке; введении порядка передачи документов при утрате статуса СРО аудиторов.

~ Федеральный закон от 17.02.2023 № 31-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" Изложена в новой редакции Статья 8. Независимость аудиторских организаций, аудиторов. Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2023 года.

~ Информационное сообщение 21 февраля 2023 г. № ИС-аудит-61 Минфин информирует об изменениях в аудиторском законодательстве в части требований к независимости аудиторских организаций и аудиторов. Сообщается, в частности, о закреплении в Федеральном законе "Об аудиторской деятельности" новых понятий, связанных с независимостью. Установлены дополнительные запреты на оказание аудиторских услуг в установленных случаях, например, если аудиторская организация и аудируемое лицо имеют общих контролирующих лиц. Расширен перечень запретов, нарушение которых влечет исключение сведений об аудиторской организации, оказывающей услуги общественно значимым организациям, из реестра. Отдельные уточнения внесены в отношении порядка выплаты и размера денежного вознаграждения по договору оказания аудиторских услуг.

~ РЕКОМЕНДАЦИИ аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2022 год.

~ Информационное сообщение Минфина России 15 июля 2022 г. № ИС-аудит-56 Перенесено начало действия ряда требований к аудиторским организациям и руководителям аудита. Продлено действие требования уведомлять о начале обслуживания общественно значимых организаций. Введен новый случай обязательного аудита. Уточнены требования к правилам внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ. Изданы правила ведения реестра аудиторских организаций на финансовом рынке.

~ Информационное сообщение Минфина России 18 апреля 2022 г. № ИС-аудит-53 Сокращено количество случаев обязательного аудита отчетности непубличных акционерных обществ (ранее – бухгалтерская (финансовая) отчетность любого непубличного акционерного общества подлежала обязательному аудиту). Уточнено, кто вправе проводить инициативный аудит отчетности публичных акционерных обществ. Скорректировано понятие независимости аудиторской организации и индивидуального аудитора. Вступают в силу с 1 января 2023 г.

~ Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23.12.2021 № 221н "Об утверждении Порядка ведения реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, и Порядка проверки соответствия аудиторской организации, представившей заявление о внесении сведений о ней в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, требованиям Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3 "Об аудиторской деятельности" (Зарегистрирован 16.02.2022 № 67307).

~ Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности выпустил РЕКОМЕНДАЦИИ аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2021 год.

~ Сборник примерных форм заключений и отчетов составленных в соответствии с международными стандартами аудита (версия 6/2021) Примерные формы аудиторских заключений и иных отчетов должны использоваться аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами с учетом конкретных условий аудиторских заданий, особенностей аудируемого лица и состояния законодательства Российской Федерации, с 1 января 2022г.

~ Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 09.11.2021 № 172н "О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений приказа Министерства финансов Российской Федерации от 9 января 2019 г. № 2н" (Зарегистрирован 27.12.2021 № 66597). Вводится в действие на территории РФ: 1) Международный стандарт аудита 700 (пересмотренный) "Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности" 2) Международный стандарт аудита 701 "Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении".

~ Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27.10.2021 № 163н "О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений приказа Министерства финансов Российской Федерации от 9 января 2019 г. № 2н" (Зарегистрирован 24.12.2021 № 66572) Вводится в действие на территории РФ: 1) Международный стандарт аудита 315 (пересмотренный, 2019) "Выявление и оценка рисков существенного искажения" 2) Международный стандарт сопутствующих услуг 4400 (пересмотренный) "Задание по выполнению согласованных процедур" 3) Согласующиеся поправки к другим международным стандартам.

~ Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30.11.2021 № 198н "Об утверждении перечня информации о деятельности аудиторской организации, подлежащей раскрытию на ее сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и установлении сроков раскрытия такой информации" (Зарегистрирован 15.12.2021 № 66338).

~ Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 22.10.2021 № 160н "О признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 8 июня 2020 г. № 97н "Об утверждении Положения о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля" (Зарегистрирован 23.11.2021 № 65954). Вступает в силу с 01.01.2022г.

~ Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23.06.2021 № 90н "Об утверждении Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований по внешнему контролю деятельности (федеральному государственному контролю (надзору) аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям" (Зарегистрирован 08.10.2021 № 65360). Настоящий документ вступает в силу с 01.01.2022г. Четыре индикатора риска: 1) отзыв (аннулирование) лицензии у осуществляющей лицензируемый вид деятельности организации, которой аудиторская организация, проводившая обязательный аудит, выдала аудиторское заключение, содержащее немодифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности указанной организации, в течение года, предшествующего дате отзыва (аннулирования) лицензии указанной организации; 2) признание несостоятельной (банкротом) организации, которой аудиторская организация, проводившая обязательный аудит, выдала аудиторское заключение, содержащее немодифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности указанной организации, в течение года, предшествующего дате признания несостоятельной (банкротом) указанной организации; 3) выдача аудиторской организацией, проводившей обязательный аудит, одному аудируемому лицу нескольких аудиторских заключений в отношении одной и той же бухгалтерской (финансовой) отчетности за один аудируемый период; 4) многократное (более пяти раз) осуществление в течение одного года аудиторской организацией обязательного аудита по заключенным по результатам открытого конкурса договорам, по которым в ходе открытого конкурса начальная цена договора была снижена на двадцать пять и более процентов.

~ О проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 и 2022 годы общественно значимых организаций (ОЗО) и общественно значимых организаций на финансовом рынке (ОЗО ФР) Разъяснение позиции Комитета по правовым вопросам аудиторской деятельности. Позиция органов Федерального казначейства, Минфина России или суда по указанным вопросам может отличаться от позиции СРО ААС.

~ Информационное письмо от 22 сентября 2021 г. № 64 О разъяснении отдельных вопросов по установлению сведений в отношении юридических лиц субъектами федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Установлены требования о запрете принимать на обслуживание юридических лиц и осуществлять по их поручению операции с денежными средствами или иным имуществом в следующих случаях, если: осуществляемая деятельность лицензируется, а лицензия отсутствует; доменное имя, указатель страницы сайта с использованием которого оказываются услуги в сети "Интернет" включены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В этой связи Росфинмониторингом подготовлены разъяснения по наиболее часто задаваемым вопросам о применении новых норм.

~ Федеральным законом от 02.07.2021г. № 359-ФЗ внесены изменения cт. 6 в Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Закон вступает в силу 1 января 2022 г., за исключением отдельных норм, которые вступают в силу в особом порядке.

В частности, внесены следующие изменения:

  • Правовое регулирование аудиторской деятельности расширено. В регуляторы аудиторской деятельности включен Банк России.

  • Появилось понятие «Руководитель аудита». Это - аудитор, отвечающий в аудиторской организации за оказание аудиторской услуги аудируемому лицу, в том числе аудитор, возглавляющий аудиторскую группу. Все аудиторские организации обязаны назначать руководителей аудита. Аудитор, имеющий «старый» аттестат не может быть назначен руководителем аудита. Как следует из Федерального закона "Об аудиторской деятельности", аудиторская организация может назначить руководителем аудита как аудитора, являющегося работником этой организации на основании трудового договора по основному месту работы, так и аудитора, являющегося работником этой организации на основании трудового договора по совместительству. Исключение составляют руководители аудита общественно значимых организаций, которыми может быть назначен исключительно аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора по основному месту работы. Руководитель аудита подписывает аудиторское заключение вместе с руководителем организации. Данная норма применяется с 01.01.2023г.

  • Аудитор, назначенный руководителем аудита общественно значимой организации из числа указанных в пунктах 3 - 5 части 1 статьи 5.1 настоящего Федерального закона или претендующий на назначение руководителем такого аудита, обязан проходить обучение по программам повышения квалификации по тематике экономической деятельности соответствующего вида общественно значимых организаций. Продолжительность такого обучения должна составлять не менее 40 часов за три последовательных календарных года.

  • Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится только аудиторскими организациями. Индивидуальные аудиторы начиная с отчетности за 2021 год не имеют права проводить обязательный аудит, но они могут проводить инициативный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности любых организаций, равно как оказывать сопутствующие аудиту услуги.

  • Требования к содержанию аудиторского заключения, перечисленные в части 2 статьи 6, утратили силу. Остались требования к форме, содержанию, и порядку представления аудиторского заключения, предусмотренные стандартами аудиторской деятельности, а кроме этого, Банк России вправе устанавливать дополнительные требования к аудиторскому заключению. Также появилось понятие «ненадлежащее аудиторское заключение» - аудиторское заключение, содержащее ошибочное аудиторское мнение при существенно искаженной бухгалтерской (финансовой) отчетности и составленное с нарушением обязательных требований.

  • С 1 июля 2022 года в аудиторской организации численность аудиторов по основному месту работы должна составлять не менее трех.

  • Все аудиторские организации обязаны вести свой сайт. Перечень информации о деятельности аудиторской организации, подлежащей раскрытию на Интернет-сайте этой организации, а также сроки раскрытия должны быть установлены Минфином России. Данная норма применяется с 01.01.2023г.

  • Закреплены в отдельной статье Требования к руководителю аудита общественно значимой организации.

  • Оказывать аудиторские услуги общественно значимым организациям будут только те аудиторские организации, которые внесены в отдельные реестры аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке и нефинансовым общественно значимым организациям, начиная с аудита за 2023 г. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только названные аудиторские организации начиная с 1 января 2023 г.

  • Банк России будет вести реестр аудиторских организаций, которые оказывают аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке. Уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору будет вести реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (нефинансовым). Сведения, содержащиеся в реестре аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, и реестре аудиторских организаций на финансовом рынке, являются открытыми и общедоступными и подлежат размещению на официальных сайтах уполномоченного федерального органа по контролю и надзору и Банка России соответственно в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

  • Установлены условия для внесения сведений в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги нефинансовым общественно значимым организациям и в реестр аудиторских организаций на финансовом рынке. Вот некоторые из них. Для аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги нефинансовым общественно значимым организациям - численность аудиторов по основному месту работы должна составлять до 1 января 2023 года не менее трех, с 1 января 2023 года не менее пяти. И наличие в числе этих аудиторов не менее трех аудиторов, каждый из которых имеет «новый» квалификационный аттестат аудитора, а также опыт работы и т.д. Для аудиторских организаций на финансовом рынке - численность аудиторов по основному месту работы должна составлять до 1 января 2023 года не менее семи, с 1 января 2023 года не менее двенадцати. И наличие в числе этих аудиторов не менее трех аудиторов, каждый из которых имеет «новый» квалификационный аттестат аудитора, а также опыт работы и т.д.

  • Внешний контроль деятельности аудиторских организаций, аудиторов будут осуществлять: СРО- в отношении аудиторских организаций, аудиторов; Банк России - за деятельностью аудиторских организаций на финансовом рынке; Уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору - в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.



~ Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 № 1188 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами". Вступает в силу с 13 января 2022года.

Правила внутреннего контроля разрабатываются руководителем аудиторской организации до начала оказания аудиторских услуг. В случае подготовки или осуществления аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами от имени или по поручению своего клиента операций с денежными средствами или иным имуществом, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы разрабатывают и утверждают единые правила внутреннего контроля с отражением в них особенностей осуществления внутреннего контроля для каждого вида осуществляемой деятельности. Правила внутреннего контроля должны приводиться в соответствии с требованиями нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения не позднее 1 месяца со дня вступления в силу указанных нормативных правовых актов. Изменения, вносимые в правила внутреннего контроля, оформляются в виде новой редакции правил внутреннего контроля. Правила внутреннего контроля содержат 9 обязательных программ: а) программа организации системы внутреннего контроля; б) программа идентификации клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев; в) программа изучения клиента; г) программа оценки рисков и управления рисками; д) программа выявления операций; е) программа замораживания (блокирования); ж) программа подготовки и обучения кадров; з) программа проверки системы внутреннего контроля; и) программа хранения информации и документов.









НОВОСТИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА


Письмо ФНС России от 06.06.2024 № ЕА-4-3/6295@ О порядке применения налога на добавленную стоимость при реализации транспортных средств, приобретённых у физических лиц.

Письмо ФНС России от 05.06.2024 № БС-4-21/6282@ Об условиях применения налоговой ставки по земельному налогу, установленной в соответствии с абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации.

Письмо Минфина РФ от 27.05.2024 № 03-04-07/48596 По вопросу порядка обложения налогом на доходы физических лиц при возврате суммы займа, выраженной в иностранной валюте.

Информация ФНС России от 27.05.2024 С 01.06.2024 изменяется порядок маркировки подакцизных товаров, и также исчисления акцизов в отношении табачной продукции.

Информация ФНС России от 27.05.2024 ФНС России разъяснила особенности восстановления НДС с перечисленной продавцу предоплаты.

Письмо Минфина России от 22.05.2024 № 03-04-07/47084 и Письмо ФНС России от 24.05.2024 № БС-4-11/5871@ По вопросу налогообложения в 2024 году доходов физических лиц от долевого участия в российской организации, полученных в виде дивидендов.

Письмо ФНС России от 23.05.2024 № СД-4-3/5790@ О порядке восстановления НДС, ранее принятого к вычету покупателем с сумм оплаты (частичной оплаты), перечисленных в счет предстоящих поставок товаров.

Письмо ФНС России от 17.05.2024 № СД-4-3/5610@ По вопросу применения налоговой ставки акциза на этиловый спирт, организациями, имеющими свидетельства, предусмотренные пунктом 1 статьи 179.2 Налогового кодекса Российской Федерации, при ввозе этилового спирта в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза, являющегося товаром ЕАЭС.

Информация ФНС России от 14.05.2024 В Удостоверяющем центре ФНС России теперь можно бесплатно получить программное обеспечение для работы с квалифицированной электронной подписью. Речь идет о КЭП, которые выданы в налоговых органах, у доверенных лиц или в Личном кабинете налогоплательщика ИП и ЮЛ. Безвозмездное использование ПО возможно в течение всего срока действия ключей КЭП, получить его можно на портале

Письмо ФНС России от 08.05.2024 № СД-4-3/5416@ Об определении продавцом для целей применения упрощенной системы налогообложения размера доходов при удержании маркетплейсом суммы своего вознаграждения из выручки продавца.

Письмо ФНС России от 02.05.2024 № СД-4-21/5182@ Об Обзоре определяющей судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по спорам, завершенным в I квартале 2024 года, по вопросам налогообложения имущества.

Письмо Минфина России от 29.03.2024 № 03-07-08/28906 Минфин России в связи с вопросом о возможности применения налоговой ставки в размере 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при выполнении российскими организациями работ (оказании услуг) по созданию аудиовизуальной продукции посредством компьютерной графики в интересах иностранных лиц, а также при передаче таким лицам прав на использование персонажей и других объектов авторских и смежных прав, предназначенных для включения в состав иных результатов интеллектуальной деятельности.

Приказ Минфина России от 28.03.2024 N 35н "Об утверждении Специального перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)". Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года и применяется в отношении налоговых периодов 2024 - 2026 годов по налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц.

Письмо ФНС России от 24.04.2024 № СД-4-3/4915@ Исчисление акциза на сахаросодержащие напитки в полимерной таре. О применении новых кодов видов подакцизных товаров и новых кодов операций с 01.05.2024.

Письмо ФНС России от 18.04.2024 № БС-4-21/4556@ Об основаниях представления финансовым управляющим в налоговый орган заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогам на имущество физических лиц.

Письмо ФНС России от 17.04.2024 № БС-4-11/4518@ По вопросу распространения положений пункта 1.4 статьи 430 НК РФ, на ИП и иных лиц, занимающихся частной практикой, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством ДНР, ЛНР, Запорожской области или Херсонской области.

Информация ФНС России от 16.04.2024 Заявления для применения заявительного порядка возмещения НДС (акциза) можно будет направлять только в электронном виде.

Письмо ФНС России от 05.04.2024 № БС-4-11/4009@ О направлении уточненного контрольного соотношения № 1.14 показателей формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), утвержденной приказом ФНС России от 19.09.2023 № ЕД-7-11/649@ (в редакции приказа ФНС России от 09.01.2024 № ЕД-7-11/1@)

Письмо ФНС России от 04.04.2024 № СД-4-3/3936@ О применении НДС при ввозе товаров комиссионерами.

Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2024 № 417 Повышены лимиты компенсации за использование автомобилей и мотоциклов сотрудников для служебных поездок. Действие документа распространили на отношения с 1 января 2024 года. Теперь нормативы для легковых автомобилей с объемом двигателя до 2 000 куб. см включительно - 2 400 руб., свыше 2 000 куб. см - 3 000 руб., для мотоциклов - 1 200 руб. Напомним, компенсацию в пределах лимитов при расчете налога на прибыль учитывают в прочих расходах.

Письмо ФНС России от 08.04.2024 № СД-4-3/4104@ О возможности уменьшения налога, уплачиваемого в связи с применением УСН и/или ПСН на подлежащие уплате страховые взносы в размере 1% с доходов, превышающих 300 тыс. руб.

Информация ФНС России от 02.04.2024 Минюст России зарегистрировал приказ ФНС России от 16.01.2024 № ЕД-7-15/19@ (регистрационный №77683 от 29.03.2024), вступает в силу с 01.01.2025. Он утверждает перечень контрольных соотношений, которые применяются для обнаружения факта нарушения порядка заполнения уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов. Утвержден перечень контрольных соотношений к уведомлениям об исчисленных суммах налогов. С их помощью налоговые органы будут выявлять ошибки в заполнении уведомления, при наличии которых оно будет считаться непредставленным полностью или в части. Это будет зависеть от того, в отношении одного/нескольких или всех указанных налогов (сборов, авансов, страховых взносов) выявлены ошибки. Компании или предпринимателю будет направлена соответствующая информация, после чего они должны будут устранить выявленные ошибки и направить уведомление с правильными данными.

Письмо ФНС России от 01.04.2024 № БС-4-21/3777@ ФНС информирует о том, что во исполнение пункта 2 статьи 362 НК РФ на официальном интернет-сайте Минпромторга России 30.03.2024 размещен Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов рублей для налогового периода 2024 года для налогоплательщиков-организаций, на которых согласно пункта 2.1 статьи 362 НК РФ возложена обязанность по исчислению сумм авансовых платежей по транспортному налогу с учетом повышающего коэффициента.

Письмо ФНС России от 27.03.2024 № СД-4-3/3478@ О разъяснении вопроса порядка заполнения Уведомления о переходе на УСН в связи с принятием Федерального закона от 23.03.2024 № 49-ФЗ. Подпунктом б пункта 3 статьи 2 Федерального закона № 49-ФЗ внесены изменения в подпункт 22 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса предусматривающие возможность применения УСН для организаций и ИП, осуществляющих производство ювелирных и других изделий из серебра и (или) оптовую (розничную) торговлю ювелирными и другими изделиями из серебра. Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона № 49-ФЗ организации и ИП, осуществляющие производство ювелирных и других изделий из серебра и (или) оптовую (розничную) торговлю ювелирными и другими изделиями из серебра, изъявившие желание перейти на УСН с 1 января 2024 года, уведомляют о таком переходе налоговый орган не позднее 31 марта 2024 года.

Письмо ФНС РФ от 26.03.2024 № ЕА-4-15/3388@ О представлении реестров, предусмотренных пп.1, 2, 4 - 6 п.1, п.2 и п.2.1 ст.165 НК РФ. Следует отметить, что Приказ опубликован 01.03.2024 и официально вступает в силу с 01.07.2024. Вместе с тем, ФНС России рекомендует, начиная с 01.04.2024, за 1 квартал 2024 года представлять в налоговые органы Реестры по форматам, указанным в Приказе. Приказ, формы, форматы и порядок заполнения и представления Реестров, а также xsd-схемы размещены на сайте ФНС России по адресу: https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/docs/14609594/. В связи с изданием Приказа письмо ФНС России от 18.01.2024 № ЕА-4-15/440@ о рекомендованных формах и форматах реестров, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4 - 6 пункта 1, пунктами 2 и 2.1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, отменяется.

Письмо ФНС России от 25.03.2024 № БС-4-21/3309@ Об указании кода по ОКТМО в уведомлениях об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов (при исчислении налога на имущество организаций, авансовых платежей по этому налогу).

Письмо ФНС России от 25.03.2024 № БС-4-11/3349@ О применении единых пониженных тарифов страховых взносов резидентами территории опережающего развития, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа, и резидентами свободного порта Владивосток, получившими соответствующие статусы после 01.01.2023.

Письмо ФНС России от 25.03.2024 № СД-4-3/3354@ Исчисление акциза на сахаросодержащие напитки в полимерной таре.

Информация ФНС России от 25.03.2024 Новые правила налогообложения подержанных транспортных средств действуют с 1 апреля 2024г. Для сделок по реализации автомобилей и мотоциклов, приобретенных налогоплательщиком для перепродажи, налоговая база определяется как разница между ценой реализации, определяемой в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения соответствующего транспортного средства с учетом налога при одновременном соблюдении следующих условий: -на дату покупки транспорта продавец применяет общий режим налогообложения; -последний собственник, на которого зарегистрирован транспорт - физическое лицо; -при покупке автомобиля либо мотоцикла налогоплательщик получил от продавца счет-фактуру с суммой налога, определенной в соответствии с пунктами 5.1 или 5.2 статьи 154 НК РФ. Положения пункта 5.2 статьи 154 НК РФ не применяются в отношении указанных в пункте 5.1 статьи 154 НК РФ операций налогоплательщика по реализации автомобилей и мотоциклов.

Федеральный закон от 23.03.2024 № 58-ФЗ О введении налоговых вычетов на долгосрочные сбережения граждан и корректировке вычетов по договорам ИИС. Законом действующие налоговые вычеты по ИИС1 (в части сумм денежных средств, внесенных на счет), а также ИИС2 (в части полученного финансового результата) сохранены в отношении договоров, заключенных до 31 декабря 2023 года. Исключен инвестиционный налоговый вычет в отношении доходов от продажи ценных бумаг иностранных эмитентов, за исключением ценных бумаг, эмитированных в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС. Предусмотрено положение, согласно которому не признается выплатой дохода налогоплательщику перечисление денежных средств, учитываемых на его ИИС, открытом после 1 января 2024 года, медицинским организациям или ИП, осуществляющим медицинскую деятельность, в счет оплаты дорогостоящего лечения. Введена статья 219.2 НК РФ, устанавливающая основания, порядок предоставления налоговых вычетов на долгосрочные сбережения граждан, а также их максимальные значения.

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 04.10.2023 № 157н "Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 4/2023 "Бухгалтерская (финансовая) отчетность". Стандарт подлежит применению начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2025 год.

Информация ФНС России от 21.03.2024 Для налогообложения земельных участков с I квартала 2024 года применятся актуализированная кадастровая стоимость. В частности, налоговая база в отношении земельного участка определялась как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января 2022 года, если кадастровая стоимость, подлежащая применению с 1 января 2023 года, превышала кадастровую стоимость, подлежащую применению с 1 января 2022 года, за исключением случаев, если кадастровая стоимость увеличилась вследствие изменения характеристик земельного участка (категории земель, площади и т.п.). С налогового периода 2024 года для исчисления земельного налога должны применяться внесенные в ЕГРН результаты государственной кадастровой оценки, действующие на 01.01.2024, в том числе утвержденной в 2022 году. Организации определяют налоговую базу по земельному налогу самостоятельно на основе сведений ЕГРН о земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Для налогоплательщиков-физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами и указывается в направляемом налоговом уведомлении на основе сведений ЕГРН, которые представляются органами Росреестра, осуществляющими кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимость. Выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка предоставляется на сайте Росреестра или в МФЦ бесплатно по запросам любых лиц.

Письмо ФНС России от 19.03.2024 № БС-4-21/3093@ Об определении налоговой ставки в отношении земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности и занятых жилищным фондом и (или) объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ.

Письмо ФНС России от 13.03.2024 № СД-4-15/2857@ В целях обеспечения возможности представления налогоплательщиками в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 % по НДС в налоговые органы реестров, предусмотренных пунктом 15 статьи 165 НК РФ (за исключением абзаца десятого пункта 15 статьи 165 НК РФ), в электронной форме одновременно с налоговой декларацией по НДС за 1 квартал 2024 года, ФНС России направляет рекомендуемые формы, форматы, XSD-схемы и порядок заполнения Реестров.

Где удобнее хранить электронные кассовые чеки ФНС России напоминает, что кассовый чек – документ, который подтверждает факт приобретения товара или услуги между продавцом и покупателем. Он выдается на бумаге и/или направляется покупателю в электронной форме. При корректном оформлении последняя имеет такую же юридическую силу, что и бумажная и также служит подтверждением расчета. Для удобного получения и хранения электронных кассовых чеков ФНС России разработала специальный бесплатный сервис для покупателей -«Мои чеки онлайн» Он отображает и хранит данные о чеках: - которые покупатель получили при покупке товаров (работ, услуг); за онлайн-покупки; - которые были отсканированы в бесплатном приложении «Проверка чеков». Можно тут и самостоятельно добавлять чеки - для этого нужно отсканировать QR-код, и он отобразится в вашем общем списке чеков. Кроме того, содержащиеся в приложении чеки удобно предъявлять для возврата товаров или гарантийного обслуживания.











НОВОСТИ ДЛЯ ЮРИСТА


Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации


Центральный Банк продлил еще на полгода, до 9 сентября 2024 года, ограничения на снятие наличной иностранной валюты.

Для граждан, чей валютный счет или вклад был открыт до 9 марта 2022 года, сохраняется лимит на снятие валюты в сумме остатка денежных средств на 00:00 по московскому времени указанной даты, но не более 10 тыс.долларов США или эквивалентной суммы в евро, независимо от валюты вклада или счета, при условии что они ранее не реализовали такую возможность. Остальные средства по-прежнему можно получить в рублях. Юридические лица — резиденты в течение ближайшего полугода могут получить со счетов наличные доллары США, евро, фунты стерлингов и японские иены только на цели командировочных расходов исходя из установленных в соответствии с законодательством нормативов оплаты. На другие валюты ограничений нет при условии соответствия операций требованиям законодательства Российской Федерации.

Документ: Информация Банка России от 07.03.2024

Центральный Банк опубликовал новые правила проверок того, соблюдают ли эмитенты нормы закона об акционерных обществах и ценных бумагах.

Документ касается также контроля и надзора в сфере корпоративных отношений в акционерном обществе. Действующее указание о проверках утратит силу с 11 марта 2024 года. Вот некоторые изменения. Комплексных дистанционных проверок больше не будет. Новый документ не упоминает обязанность эмитента при любой выездной проверке предоставлять по требованию руководителя рабочей группы доступ спецпредставителей ЦБ РФ в помещения других юрлиц. Речь идет об организациях, которые эмитент привлек для исполнения договорных обязательств, и о компаниях, в которых находятся его программно-аппаратные средства. Выездную проверку деятельности эмитента будут проводить в течение не более 3 месяцев.

Документ: Инструкция Банка России № 210-И от 02.10.2023

Финансовым организациям рекомендовано минимизировать участие в деятельности, связанной с оборотом цифровых валют

Банкам рекомендуется выявлять операции по покупке или продаже цифровых валют с использованием счетов, оформленных на подставных физических лиц — дропов. У граждан, которые осуществляют такие операции, банки могут запрашивать дополнительную информацию и документы и учитывать полученные сведения при оценке их уровня риска. Операторам на рынке цифровых финансовых активов рекомендовано не оказывать услуги по выпуску и обороту ЦФА, доходность которых зависит от стоимости цифровых валют и аналогичных показателей. В частности, не стоит рекламировать услуги по обороту таких инструментов.

Документ: Информация Банка России от 29.02.2024

Регулятор рекомендовал банкам противодействовать нелегалам на финансовом рынке и их посредникам и использовать для этого меры, предусмотренные «антиотмывочным» законодательством.

Банки могут выявлять нелегалов среди своих клиентов с помощью Списка компаний с признаками нелегальной деятельности и финансовых пирамид, а также информации платформы «Знай своего клиента». Банк России рекомендует углубленно проверять клиентов из Списка, а если их операции признаны подозрительными — отказывать в проведении. После двух отказов в течение года банк может расторгнуть с клиентом договор банковского счета. Если же такому клиенту присвоен еще и высокий уровень риска в платформе «Знай своего клиента», кредитной организации рекомендуется также рассмотреть вопрос о повышении ему оценки риска. Это повлечет за собой «блокирующие» меры: клиент лишается возможности распоряжаться деньгами на счете и впоследствии может быть исключен из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

Документ: Информация Банка России от 10.01.2024

Как подключить сервис «наличные на кассе»: рекомендации Банка России

Услуга „наличные на кассе“ дает возможность магазинам повысить свою привлекательность для покупателей и снизить расходы на инкассацию, а банкам — обеспечить возможность выдачи людям наличных с платежных карт в небольших населенных пунктах, где нет банкоматов, а также привлечь новых клиентов на зарплатные проекты. В тех районах, где банкоматная сеть развита слабо, у них будет возможность при необходимости снять наличные с зарплатной карты в кассах ТСП.

Регулятор составил пошаговую инструкцию, которая поможет банкам и торговым точкам правильно подготовиться к оказанию услуги «наличные на кассе», заключить необходимые договоры, обучить персонал и доработать программное обеспечение.

Документ: Информация Банка России от 28.12.2023

Переводы самому себе: новый лимит в СБП

Граждане смогут переводить между своими счетами в разных банках до 30 млн рублей в месяц бесплатно через Систему быстрых платежей (СБП). Новый лимит переводов самому себе (Ме2Ме-перевод) в СБП начнет действовать с 1 мая 2024 года. Важно отметить, что размер переводов без комиссии одного гражданина другому (С2С-переводы) останется прежним — 100 тыс. рублей в месяц. Комиссия за перевод сверх этой суммы также не изменится — 0,5% от суммы перевода, но не более 1,5 тыс. рублей.

Документ: Информация Банка России от 28.12.2023

Меры поддержки микрофинансовых институтов в 2024 году

Для оказания поддержки гражданам и компаниям, сохранения потенциала кредитования Банк России продлевает до 31.12.2024 включительно регуляторные послабления для микрофинансовых организаций (МФО) и кредитных потребительских кооперативов, которым разрешается не относить к реструктурированной задолженности при формировании резервов займы участников специальной военной операции и клиентов, пострадавших от санкций. И прочие меры поддержки.

Документ: Информация Банка России от 17.11.2023

Меры поддержки банков в 2024 году: завершение, временное продление и новое регулирование

Банк России принял решение не продлевать ряд послаблений, заканчивающих свое действие в 2023 году. Меры, которые планируется временно продлить, в том числе с модификацией: в части мер по поддержке заемщиков / доступности кредитов и в части прочих мер поддержки.

Документ: Информация Банка России от 15.11.2023

Через какие площадки налогоплательщики могут урегулировать свою задолженность

ФНС России предупреждает о распространении не соответствующей действительности информации, что налоговые органы взаимодействуют с различными медиативными центрами, которые оказывают услуги по реструктуризации задолженности. При проведении реабилитационных процедур ведомство взаимодействует на основании партнёрского соглашения только с Фондом содействия реструктуризации долга, который безвозмездно предоставляет комплексное решение по урегулированию задолженности. Другие организации и лица, которые предлагают урегулировать ее за деньги и при этом указывают, что являются партнером ФНС России, распространяют недостоверную информацию.

Документ: Информация ФНС России от 09.11.2023

О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

Вступил в силу Федеральный закон от 02.11.2023 № 519-ФЗ, которым внесены существенные изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Основные изменения касаются государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. Так, теперь при регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя не нужно представлять копию паспорта. Предусмотрена возможность включения в ЕГРИП сведений о том, что индивидуальный предприниматель является главой крестьянского (фермерского) хозяйства. В ближайшее время будут обновлены формы заявлений при регистрации индивидуального предпринимателя, где появится соответствующая отметка. Изменился подход к прекращению процедуры исключения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Теперь для того, чтобы юрлицо или ИП не были исключены из реестров, им потребуется устранить причину, которая стала основанием для начала исключения. Например, если решение о предстоящем исключении принято в связи с признаками недействующего юридического лица, ему необходимо представить отчетность, а если решение о предстоящем исключении принято в связи с недостоверностью сведений, то необходимо подать соответствующее заявление. Для прекращения процедуры исключения индивидуального предпринимателя требуется представить отчетность и уплатить задолженность. Кроме того, заинтересованным лицам при направлении возражений против предстоящего исключения юридического лица из ЕГРЮЛ или индивидуального предпринимателя из ЕГРИП необходимо приложить документы, подтверждающие обоснованность таких возражений.

Документ:Федеральный закон от 02.11.2023 № 519-ФЗ

С 1 июня 2024 года Некоммерческие организации могут не иметь печати

Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе некоммерческой организации. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность некоммерческой организации использовать печать. А Государственные, муниципальные учреждения имеют печать.

Документ:Федеральный закон от 02.11.2023 № 525-ФЗ

Банк России продлил еще на шесть месяцев ограничения на перевод средств за рубеж

Они будут действовать с 1 октября 2023 года по 31 марта 2024 года. Граждане России и физические лица — нерезиденты из дружественных стран по-прежнему смогут в течение месяца перевести на любые счета в зарубежных банках не более 1 млн долларов США или в эквиваленте в другой иностранной валюте. Сохраняются и лимиты на перечисления через системы денежных переводов — за месяц не более 10 тыс. долларов США или в эквиваленте в другой иностранной валюте. Физические лица — нерезиденты, работающие в России, могут перевести за рубеж средства в размере заработной платы. Сохраняется запрет на перевод средств за рубеж для физических лиц — нерезидентов из недружественных стран, не работающих в России, а также для юридических лиц из таких государств. Это ограничение не касается иностранных компаний, которые находятся под контролем российских юридических или физических лиц.

Документ:Информация Банка России от 29.09.2023

Продлены ограничения на переводы за рубеж средств нерезидентов из недружественных стран

Такие операции Банк России приостанавливает с 1 октября 2023 года еще на 6 месяцев. Ограничения касаются переводов со счетов как физических, так и юридических лиц, открытых у российских брокеров и доверительных управляющих. Они были введены с 1 апреля 2022 года. Решение принято для поддержания финансовой стабильности.

Документ:Информация Банка России от 26.09.2023

О внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из РФ за пределы таможенной территории ЕАЭС

Ставки вывозных таможенных пошлин на многие товары, которые вывозят из РФ за пределы ЕАЭС, будут зависеть от среднего значения официального курса доллара США к рублю. Срок действия правила - до конца 2024 года. Новшества затронут экспортеров, в частности: рыбы и ракообразных; овощей; готовых продуктов из мяса и рыбы; алкоголя и напитков без него; натурального и искусственного меха и изделий из него; бумаги и картона; шелка, шерсти и хлопка и т.д.

Документ:Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2023 № 1538

Опубликован закон о новых правилах для банков и других финкомпаний

С 1 февраля 2024 года установят порядок, по которому кредитным организациям, большинству профучастников рынка ценных бумаг и ряду иных финкомпаний нужно по решению президента: - запрещать либо ограничивать финансовые операции, в т.ч. те, которые совершают в пользу блокируемых лиц. Среди последних отдельные иностранцы; - замораживать деньги и (или) прочее имущество таких лиц. Поднадзорные ЦБ РФ организации должны будут сообщать ему о применении этих санкций. Другие финкомпании обязаны отчитываться перед госорганами, которые определит правительство. Состав информации, порядок, формат и сроки ее представления установят отдельно. Уточнят: реализация экономических мер не повлечет гражданско-правовую ответственность финкомпаний за нарушение договора. Если, например, кредитная организация вопреки обязанности хотя бы 2 раза за год не применит санкции, у нее смогут отозвать лицензию. Есть и другие новшества.

Документ: Федеральный закон от 04.08.2023 N 422-ФЗ

Расширены права некоторых российских экспортеров при расчетах в сфере ВЭД

Отечественные юрлица - экспортеры товаров могут направлять иностранную валюту (за вычетом ряда сумм), которая поступила от нерезидентов, российским поставщикам даже на их счета в зарубежных банках. Поправка вступила в силу 31 июля 2023 года. Ранее разрешали переводить деньги на счета поставщиков только в уполномоченных банках. Напомним, нужно соблюдать, в частности, такие условия: - экспортеры сами передают товары нерезидентам по внешнеторговым контрактам с ними; - эти товары ранее поступили экспортерам от российских юрлиц-поставщиков по договорам во исполнение межправительственных соглашений. С той же даты глава государства ввел аналогичный порядок расчетов между отечественными организациями - экспортерами услуг (работ) и российскими компаниями-соисполнителями.

Документ: Указ Президента РФ от 31.07.2023 N 575

Подписан закон о внедрении цифрового рубля

В частности, за Банком России закрепляется статус оператора платформы цифрового рубля, предусматриваются порядок организации и обеспечения Банком России функционирования указанной платформы, особенности взыскания цифровых рублей, учитываемых на счете цифрового рубля должника. Кроме того, к иностранной валюте приравнивается национальная денежная единица иностранного государства, выпускаемая в цифровой форме национальным центральным банком или иным органом иностранного государства. Оговаривается, что привлечение цифровых рублей во вклады (депозиты) не осуществляется. Закон вступает в силу с 1 августа 2023 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Документ:Федеральный закон от 24.07.2023 № 340-ФЗ

Президент продлил ряд антикризисных мер в сфере ВЭД до конца 2025 года

До 31 декабря 2025 года действуют ограничения и запреты на ввоз в РФ и вывоз из нее некоторой продукции и сырья. Ранее этот срок продлевали до конца 2023 года. Напомним, перечни товаров, которые затрагивает данная мера, определило правительство. Так, запрещено вывозить иностранные медицинские товары, двигатели, машины и другую продукцию. В страны, совершающие недружественные действия, нельзя экспортировать, например, древесину и лесоматериалы. Ранее также утвердили перечни товаров, которые можно вывозить в страны ЕАЭС по разрешениям.

Документ:Указ Президента Российской Федерации от 20.07.2023 № 540

За экономические преступления санкции за неуплату налогов и взносов смягчают

Опубликованные поправки к УК РФ и УПК РФ вступают в силу 29.03.2023. Например, сократили сроки наказания за налоговые преступления, которые совершили в особо крупном размере. Так, максимальный срок лишения свободы составит: - 5 лет вместо 6 - за уклонение от уплаты налогов, сборов, взносов и за неисполнение обязанности налогового агента; - 5 лет вместо 7 - за сокрытие денег или имущества; - 3 года вместо 4 - за неуплату взносов на травматизм. Также добавили новое основание для отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела - уплата недоимки, пеней и штрафов в полном объеме.

Документ: Федеральный закон от 18.03.2023 N 78-ФЗ

Вступили в силу правила наличных расчетов между отечественными и зарубежными участниками внешнеэкономической деятельности

С 27 декабря 2022 года закрепили право резидентов получать от зарубежных компаний и других нерезидентов наличные в любой валюте в виде: 1) платежей за экспорт товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительных прав на них; 2) возврата аванса за импорт тех же объектов, который не состоялся; 3) сумм по договорам займа, если кредиторы по ним - резиденты. Эти деньги можно, например, использовать для расчетов с нерезидентами по импортным контрактам без зачисления на банковские счета. Еще одна из опций - ввезти наличные в РФ и не позже 30 рабочих дней с даты их ввоза или получения в РФ от нерезидента: 1) продать иностранную валюту уполномоченному банку (по курсу ЦБ РФ на день операции) и зачислить полученные рубли на свой счет в уполномоченном банке; 2) зачислить на свой валютный счет в таком банке; 3) внести в свою кассу. При ввозе денег нужно соблюдать право ЕАЭС и законодательство РФ о таможенном регулировании. Есть и другие положения. Напомним, с 8 августа 2022 года действует послабление для отечественного бизнеса. Он не обязан соблюдать, в частности, общее правило, по которому по валютным операциям надо рассчитываться через счета в уполномоченных банках или переводами электронных денег. Это касается участников внешнеторговых и заемных отношений.

Документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2022 № 2433

С 01.01.2023 снизят пошлину юрлицам на регистрацию дополнительных соглашений об изменении или расторжении договоров аренды

В НК РФ закрепят специальную пошлину за госрегистрацию соглашений об изменении или расторжении договоров аренды, сведения о которых есть в ЕГРН. С нового года размер платежа для компаний - 1 000 руб. Сейчас от юрлиц обычно требуют уплачивать 22 тыс. руб., как за регистрацию сделки с недвижимостью. Отметим, за регистрацию допсоглашений к договору аренды земли сельхозназначения пока взимают 350 руб.

Документ: Федеральный закон от 05.12.2022 N 493-ФЗ

О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 18 марта 2022 г. № 126 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования"

В 2023 году продолжит действовать правило, по которому резиденту нельзя: - оплачивать долю или пай в имуществе (уставном либо складочном капитале, паевом фонде кооператива) юрлица-нерезидента. То же касается и вкладов в такое имущество; - осуществлять взнос нерезиденту по договору простого товарищества с инвестированием в форме капвложений. Напомним, запрет можно не соблюдать, если получить индивидуальное разрешение ЦБ РФ или выполнить одно из таких условий: - перечислить деньги в рублях или в валюте страны, которая не совершает недружественных действий; - провести операцию в валюте государства, совершающего эти действия, в размере не более эквивалента 15 млн руб. по курсу ЦБ РФ на дату платежа. Где находится получатель денег, неважно. Изначально установили, что запрет действует до конца 2022 года.

Документ: Указ Президента Российской Федерации от 23.11.2022 № 845

Утвержден перечень российских кредитных организаций, в отношении которых установлен запрет на сделки (операции) с акциями, долями (вкладами), составляющими их уставные капиталы).

Президент утвердил список из 45 российских кредитных организаций. Сделки и операции с акциями, а также долями (вкладами) в уставных капиталах этих юрлиц нельзя совершать до конца 2022 года. Запрет нужно соблюдать, если такие активы принадлежат, в частности, компаниям из стран, совершающих недружественные действия. Напомним, если вопреки запрету заключить сделку или провести операцию, они автоматически станут ничтожными. Этого не произойдет, если совершить их по решению главы государства.

Документ: Распоряжение Президента Российской Федерации от 26.10.2022 № 357-рп





Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации


Обзор практики применения арбитражными судами положений законодательства о налогах и сборах, связанных с оценкой обоснованности налоговой выгоды. Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации «13» декабря 2023 года

В обзоре приведены правовые позиции арбитражных судов по спорам, связанным с применением статьи 54.1 НК РФ. В частности, указано следующее:

1. Неблагоприятные последствия неисполнения налоговой обязанности другими участниками оборота не могут быть возложены на налогоплательщика, который не знал и не должен был знать о допущенных этими лицами нарушениях. При оценке того, была ли налогоплательщиком проявлена надлежащая осмотрительность при выборе контрагента, должны приниматься во внимание значимость и особенности сделки для налогоплательщика с учетом характера и объемов его деятельности.

2. Возможность применения налоговых вычетов сумм НДС налогоплательщиком-покупателем исключается, если налогоплательщик участвовал в согласованных с иными лицами действиях, направленных на неправомерное уменьшение такими лицами налоговой обязанности.

3. Наличие у налогоплательщика счетов-фактур и иных первичных учетных документов не является безусловным подтверждением его права на вычет сумм НДС и на учет расходов, если представленные документы в своей совокупности не подтверждают реальность хозяйственных операций.

4. Взаимодействие налогоплательщика с юридическими лицами, которые не осуществляют реальной экономической деятельности, направленное на получение необоснованной налоговой выгоды, может служить основанием для доначисления сумм налогов по результатам налоговой проверки, если такие контрагенты в действительности не имели возможности исполнить сделку перед налогоплательщиком.

5. Право на вычет сумм НДС и право на учет расходов по налогу на прибыль организаций могут быть реализованы налогоплательщиком, представившим документы, которые позволяют установить лицо, осуществившее фактическое исполнение по сделке, поскольку обязанность подтвердить указанные права лежит на налогоплательщике.

6. Если в ходе проверки налогоплательщика установлено лицо, в действительности осуществившее поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, то учет расходов и налоговых вычетов сумм НДС производится исходя из параметров реального исполнения, отраженных в финансово-хозяйственных документах указанного лица по такой сделке.

7. При оценке обоснованности налоговой выгоды судам необходимо исходить из того, что налоговые органы, составляющие единую централизованную систему, в принимаемых ими решениях не должны делать противоречивые выводы в отношении деятельности проверяемых налогоплательщиков.

8. Доводы налогоплательщика о лице, фактически осуществившем исполнение сделки (фактическом контрагенте), заявленные в целях подтверждения обоснованности налоговой выгоды, подлежат оценке налоговым органом и судом.

9. Оценка того, является ли иностранная организация фактическим получателем дохода, выплачиваемого российским налоговым агентом, должна производиться исходя из целей и задач международных договоров об избежании двойного налогообложения и с учетом таких основных принципов, как предотвращение злоупотребления положениями договора и преобладание существа над формой.

10. Действия, направленные на обход установленных главой 262 НК РФ ограничений в применении упрощенной системы налогообложения как специального налогового режима, предназначенного для субъектов малого и среднего предпринимательства, могут стать основанием для доначисления налогов.

11. При квалификации модели ведения хозяйственной деятельности судам следует оценивать, была ли она направлена на неправомерное применение специальных режимов налогообложения.

12. Cуд пришел к выводу о правомерности применения специального налогового режима участниками группы компаний, поскольку создание нескольких организаций одним учредителем обусловлено целями делового характера и не связано с намерением получить налоговую выгоду.

13. Суммы налогов, уплаченные участниками группы в отношении дохода от неправомерно разделенной деятельности, учитываются при определении размера налоговой обязанности по общей системе налогообложения у налогоплательщика − организатора группы.

14. В случае искусственного дробления единой деятельности между несколькими налогоплательщиками, извлекающими выгоду из применения специального налогового режима, определение недоимки по НДС производится путем выделения сумм налога из полученной всеми участниками группы выручки (по расчетной ставке налога).

15. Занижение цены работ, выполненных по сделке между взаимозависимыми лицами, входящими в одну группу лиц, не может служить основанием для доначисления сумм НДС отдельному участнику группы, если налог в отношении спорных операций фактически был уплачен по результатам деятельности всей группы, что устранило возможные потери казны.

Обзор судебной практики ВС РФ № 3 2023г.

В обзоре традиционно проанализированы дела, рассмотренные президиумом, судебными коллегиями, а также приведена практика применения КоАП РФ. В конце обзора даны ответы на вопросы по делам о пребывании несовершеннолетних правонарушителей в специализированных учреждениях. Среди позиций, которые вошли в обзор, можно отметить такие:

- Продавец долей в уставном капитале общества, давший заверения об отсутствии нарушений в деятельности этого общества, отвечает перед покупателем за негативные последствия таких нарушений, выявленных впоследствии уполномоченными органами.

- В случае совершения участником общества с ограниченной ответственностью сделки по отчуждению доли в уставном капитале без согласия других участников, получение которого является обязательным согласно уставу общества, последние вправе потребовать в судебном порядке передачи доли обществу.

- Навязанное лизингополучателю при заключении договора условие о значительной неустойке, начисляемой за нарушение дополнительной обязанности лизингополучателя и не направленной на компенсацию каких-либо имущественных потерь лизингодателя, признается судом ничтожным.

- Возврат сумм налогов, излишне внесенных в бюджет в результате издания незаконного нормативного правового акта в сфере налогообложения, осуществляется с выплатой налогоплательщику процентов в порядке и сроки, установленные для возврата излишне взысканных налогов.

Обзор судебной практики ВС РФ № 2 2023г.

В новом обзоре традиционно представлены дела, рассмотренные коллегиями ВС РФ, а также ответы на вопросы из практики нижестоящих судов. Что касается ответов на вопросы из практики, то их всего два:

1) Подлежат ли последующей индексации денежные суммы, взысканные с должника в качестве индексации ранее присужденной денежной суммы?

Ответ: Денежные суммы, взысканные с должника в порядке статьи 208 ГПК РФ, статьи 183 АПК РФ в качестве индексации ранее присужденной денежной суммы, последующей индексации не подлежат. Между тем индексация присужденных судом денежных сумм может быть произведена судом за новый период неисполнения решения суда (судебного постановления, акта) на день его исполнения.

2) Допускается ли после 29 марта 2022 г. взыскание с застройщика в пользу гражданина, заключившего договор участия в долевом строительстве исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, штрафа, предусмотренного пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»?

Ответ: Если правомерные требования потребителя не были удовлетворены застройщиком добровольно и срок для добровольного удовлетворения этих требований истек до 29 марта 2022 г., то независимо от даты принятия судом решения с застройщика подлежит взысканию штраф в размере пятидесяти процентов от присужденных потребителю денежных сумм за нарушения, допущенные до 29 марта 2022 г., с указанием на отсрочку уплаты этого штрафа до 30 июня 2023 г. Если срок для добровольного удовлетворения требований потребителя истек в период с 29 марта 2022 г. по 30 июня 2023 г., то указанный выше штраф взысканию с застройщика не подлежит.

Обзор судебной практики ВС РФ № 1 2023г.

В обзор вошли позиции по гражданским делам, в том числе: 1) Разрешение споров, возникающих из договорных отношений 2) Разрешение споров, возникающих вследствие причинения вреда 3) Разрешение споров, связанных с социальными, трудовыми и пенсионными отношениями 4) Применение норм процессуального права.

В обзор вошли позиции по экономическим спорам: 1) Практика применения законодательства о юридических лицах 2) Практика применения земельного законодательства 3) Споры, возникающие из договорных отношений 4) Практика применения законодательства о страховании 5) Споры о защите прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации 6) Практика применения законодательства об энергоснабжении и оказании коммунальных услуг 7) Практика применения законодательства о налогах и сборах 8) Практика применения таможенного законодательства 9) Практика применения законодательства об исполнительном производстве

В обзор вошли позиции по уголовным делам: 1) Вопросы квалификации 2) Назначение наказания 3) Процессуальные вопросы

В обзор вошли позиции по административным делам: 1) Практика применения положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

В обзор вошли позиции по делам военнослужащих: 1) По уголовным делам

В обзоре разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике.

Обзор судебной практики ВС РФ № 3 2022г.

В обзор вошли позиции по гражданским делам, в том числе: 1) Разрешение споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав; 2) Разрешение споров, возникающих из договоров обязательного страхования гражданской ответственности; 3) Разрешение споров с сетевыми и газораспределительными организациями; 4) Разрешение споров, связанных с социальными и пенсионными отношениями.

По экономическим спорам в частности: 1) Практика применения законодательства о несостоятельности (банкротстве); 2) Практика применения гражданского законодательства; 3) Споры, связанные с содержанием общего имущества в многоквартирном доме и управлением многоквартирным домом; 4) Практика применения земельного и природоохранного законодательства; 5) Практика применения законодательства о защите конкуренции; 6) Практика применения административного законодательства.

По уголовным делам: 1) Вопросы квалификации; 2) Назначение наказания.

По административным делам: 1) Практика применения положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Обзор судебной практики ВС РФ № 2 2022г.

ВС РФ в очередной раз обобщил практику президиума и коллегий. В новый обзор, в частности, включили 11 позиций по гражданским спорам и 10 - по экономическим.

Среди выводов по экономическим спорам можно отметить запрет на ограничение в договоре транспортной экспедиции размера упущенной выгоды.

Также в обзоре есть один ответ на вопрос из практики нижестоящих судов:

- о взыскании компенсации морального вреда к отношениям, связанным с передачей объекта долевого строительства гражданину, заключившему договор участия в долевом строительстве исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, применяются положения статьи 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей, в том числе и после 25 марта 2022 г.


Обзор судебной практики ВС РФ № 1 2022г.

В новом обзоре традиционно представлены дела, рассмотренные коллегиями ВС РФ, а также ответы на вопросы из практики нижестоящих судов. Что касается ответов на вопросы из практики, то их всего три:

- смерть директора компании не приводит к прекращению доверенностей, которые он выдал;

- по требованиям к негосударственным пенсионным фондам о выплатах из средств пенсионных резервов (накоплений) граждане должны сначала обращаться к финансовому омбудсмену, а только потом в суд;

- пенсионные основания для получения негосударственной пенсии должны содержаться исключительно в пенсионном договоре.


Обзор судебной практики ВС РФ № 4 2021г.

Практика применения законодательства о налогах и сборах:
1) Определение № 308-ЭС21-6663 Факты монтажа оборудования в зданиях и помещениях, предназначенных для обеспечения производственной деятельности, а также использования имущества (оборудования и зданий) по общему назначению не являются основанием для отказа в предоставлении освобождения от налогообложения, предусмотренного законом в отношении движимого имущества.

2) Определение № 309-ЭС20-7376 Применение п. 2 ст. 269 НК РФ как нормы, направленной на противодействие злоупотреблению правом, предполагает необходимость достоверного (содержательного) установления фактов хозяйственной деятельности, которые образуют основания для отнесения задолженности налогоплательщика по долговым обязательствам к контролируемой задолженности перед соответствующим иностранным лицом.

3) Определение № 306-ЭС19-27836 При оценке допустимости возмещения налогоплательщику убытков в виде расходов, понесенных при обжаловании решения налоговой инспекции в вышестоящий налоговый орган, имеет значение, имело ли место со стороны налоговой инспекции невыполнение публичных обязанностей при проведении мероприятий налогового контроля и при вынесении обжалованного решения.

4) Определение № 301-ЭС20-5798 Право на обращение налогоплательщика в суд с исковым заявлением о возврате из бюджета излишне взысканных налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов не обусловлено необходимостью соблюдения досудебного порядка урегулирования вопроса об их возврате.

Суд апелляционной инстанции не вправе отменять законное и обоснованное решение суда и оставлять исковое заявление без рассмотрения исключительно в целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.

Суд кассационной инстанции, рассматривая кассационную жалобу, не вправе ухудшать положение заявителя по сравнению с обжалуемым судебным актом.


Обзор судебной практики ВС РФ № 3 2021г.

Практика применения законодательства о налогах и сборах:

1) Определение № 308-ЭС20-23222 При оценке правомерности применения освобождения движимого имущества от налогообложения значение имеет то, выступали ли спорные объекты основных средств (машины и оборудование) движимым имуществом на момент их приобретения, а также правомерность их принятия к учету в качестве отдельных инвентарных объектов.

2) Определение № 308-ЭС21-364 Открытие конкурсного производства в отношении поставщиков товаров (работ, услуг) само по себе не может являться безусловным основанием для лишения налогоплательщиков-покупателей права на вычет суммы НДС, предъявленного в цене.

3) Определение № 301-ЭС21-784 Суммы налога, предъявленные в ходе строительства, могут быть приняты к вычету налогоплательщиком, ранее применявшим упрощенную систему налогообложения, если объект строительства не использовался для извлечения выгоды в период применения упрощенной системы налогообложения, а облагаемые НДС операции возникли после перехода налогоплательщика на общую систему налогообложения.

4) Определение № 309-ЭС20-21650 Для исчисления земельного налога в отношении участков, образованных вследствие разделения единого земельного участка, может быть учтена кадастровая стоимость первоначального земельного участка, установленная решением суда в размере его рыночной стоимости.

5) Определение № 309-ЭС20-23981 Налогоплательщик, использующий формальный документооборот с участием компаний, заведомо не ведущих реальной экономической деятельности («технических» компаний), вправе учесть фактически понесенные расходы при исчислении налога на прибыль в случае предоставления им (наличия у налогового органа) сведений и документов, позволяющих вывести фактически совершенные хозяйственные операции из не облагаемого налогами оборота. Расчетный способ определения суммы налога в указанных случаях не применяется.

6) Определение № 309-ЭС20-22962 Трехлетний срок исковой давности для обращения в суд с иском о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование исчисляется с даты представления расчета по страховым взносам за соответствующий расчетный период, но не позднее срока, установленного для уплаты страховых взносов.


Обзор судебной практики ВС РФ № 2 2021г.

1. Практика применения законодательства о юридических лицах:

Определение № 305-ЭС20-16189 Решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должно приниматься с учетом гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением, и может быть принято только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта.

2. Практика применения законодательства о несостоятельности (банкротстве):

Определение № 305-ЭС16-19742 (6) В силу подп. 2 п. 5 ст. 18 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» при банкротстве государственных унитарных предприятий принадлежащие им как арендаторам права и обязанности по договорам аренды земельных участков, находящихся в публичной собственности, не могут быть переданы иным хозяйствующим субъектам, в том числе посредством проведения торгов.

3. Практика применения законодательства о налогах и сборах:

1) Определение № 305-ЭС20-16100 Получение лизинговой компанией иных доходов помимо лизинговых платежей само по себе не может является основанием для отказа в применении специальных правил определения коэффициента капитализации, установленных в п. 2 ст. 269 НК РФ для лизинговых компаний, применяемого для исчисления предельной величины процентов, учитываемых по налогу на прибыль организаций.

2) Определение № 309-ЭС20-17277 106 Применение налоговых вычетов НДС не допускается, если налогоплательщик участвовал в согласованных с иными лицами действиях, направленных на неправомерное уменьшение налоговой обязанности за счет искусственного наращивания стоимости товаров (работ, услуг) без формирования источника вычета (возмещения) налога, или во всяком случае, если ему было известно о действиях иных лиц, уклоняющихся от уплаты НДС в процессе обращения товаров (работ, услуг).

3) Определение № 301-ЭС20-19679 Приобретение товаров у организации, признанной несостоятельной (банкротом), само по себе не лишает покупателя права на вычеты предъявленных ему сумм НДС, если не установлено участие налогоплательщика в получении необоснованной налоговой выгоды в результате совместных с поставщиком и иными лицами действий.

4) Определение № 309-ЭС20-17578 Застройщик, осуществляющий строительство многоквартирного дома в рамках договора участия в долевом строительстве, вправе определять налоговую базу по налогу на прибыль организаций, исходя из итоговой величины финансового результата от использования средств дольщиков по целевому назначению, который рассчитывается в целом по объекту строительства.


Обзор судебной практики ВС РФ № 1 2021г.

Практика применения законодательства о налогах и сборах:

1) Определение № 309-ЭС20-11143 При применении повышающего коэффициента 2 к ставке земельного налога 0,3 процента, предусмотренной п. 15 ст. 396 НК РФ в отношении участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства в рамках реализации договора о развитии застроенной территории, должны учитываться положения градостроительного законодательства, определяющие сроки, в течение которых налогоплательщик обязан приступить к строительству соответствующих объектов недвижимости.

2) Определение № 303-ЭС20-10766 Увеличение цены договора и дополнительного взыскания сумм НДС с покупателя в случае неправильного учета налога продавцом при формировании окончательного размера цены договора допускается в случаях, когда такая возможность согласована обеими сторонами договора, либо предусмотрена нормативными правовыми актами. Пересмотр договорной цены в связи с самим фактом возможного изменения объема налоговых обязательств продавца (исполнителя) не является правомерным.

3) Определение № 305-ЭС20-2879 Налоговый орган не вправе начислять пени налогоплательщику, своевременно представившему заявление о зачете переплаты, за период после подтверждения ее наличия до фактического принятия должностными лицами налогового органа решения о ее зачете.


Top.Mail.Ru

© Консалтинговая компания "2СТ-Аудит" 2024
https:// www.2staudit.ru
e-mail: info@2staudit.ru