~ Информационное сообщение Минфина России 3 октября 2023 г.
№ ИС-аудит-66 1) Уточнены ограничения на предоставление информации аудиторам. 2) Утверждена Модель оценки рисков несоблюдения законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, см. документ Приказ Федерального казначейства от 13.07.2023 № 13н вступил в силу с 4 сентября 2023 г.
3) Установлен новый порядок ведения перечней сетей аудиторских организаций.
~ Информационное сообщение Минфина России
25 сентября 2023 г. № ИС-учет-48 Установлены особенности раскрытия консолидированной финансовой отчетности. В сообщении Минфина даны разъяснения в каких случаях и какие организации для которых установлены особенности раскрытия консолидированной финансовой отчетности. Перечислены сведения, не включаемые в раскрываемую консолидированную финансовую отчетность. О раскрытии консолидированной финансовой отчетности с изъятием отдельных сведений см. документ ОП 18-2023. Об исполнении обязанности по аудиту консолидированной финансовой отчетности в случае раскрытия ее с изъятием отдельных сведений см. документ ОП 19-2023
~ Информационное сообщение
25 июля 2023 г. № ИС-аудит-64 Инвестиционные советники освобождены от обязательного аудита. Установлен порядок признания аудиторского заключения ненадлежащим, процедура признания аудиторского заключения ненадлежащим может быть применена только в отношении общественно значимых организаций на финансовом рынке. Установлены дополнительные индикаторы риска нарушения обязательных требований аудиторскими организациями. Одним из таких индикаторов риска является выдача в течение одного календарного года аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, аудиторских заключений в количестве, превышающем два аудиторских заключения в месяц на каждого аудитора, исходя из средней численности аудиторов, работавших в данной аудиторской организации, за указанный год.
~ Федеральный закон от 24.07.2023 № 355-ФЗ
"О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" Отменено требование об обязательном аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности инвестиционных советников. Законом, бухгалтерская (финансовая) отчетность инвестиционных советников, осуществляющих только деятельность по инвестиционному консультированию, равно как и совмещающих эту деятельность с любой иной деятельностью, не подлежащей лицензированию, освобождается от обязательного аудита начиная с отчетности за 2022 год.
Закреплено, что, в случае если бухгалтерская (финансовая) отчетность освобождена от аудита по одному из оснований, предусмотренных законодательством, но подлежит обязательному аудиту по иному основанию, необходимо проводить обязательный аудит указанной отчетности.
~ Информационное сообщение
5 июня 2023 г. № ИС-аудит-63 Уточнены требования к раскрытию информации о деятельности аудиторской организации. Также сообщается о ратификации Соглашения об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза.
~ Информационное сообщение 18 апреля 2023 г. № ИС-аудит-62 Установлены особенности госконтроля в сфере аудита до 2030 года. Особенности госконтроля (надзора) и муниципального контроля предусматривают, в частности, следующее:
в период до 2030 года плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки проводятся только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска; Минфин возобновит проведение плановых проверок деятельности СРО аудиторов с 18 марта 2024 г.;
введен порядок подачи контролируемым лицом заявления об изменении категории риска осуществляемой им деятельности;
введен порядок направления контролируемым лицом обращения, инициирующего проведение профилактического визита контрольным органом;
Казначейство России может проводить профилактические визиты, от которых аудиторская организация, оказывающая аудиторские услуги общественно значимым организациям, не вправе отказаться.
Также сообщается: о практике исполнения организациями обязанности по аудиту консолидированной финансовой отчетности в случае раскрытия ее с изъятием отдельных сведений; о введении дополнительных требований к раскрытию информации о деятельности аудиторской организации, обслуживающей общественно значимые организации на финансовом рынке; введении порядка передачи документов при утрате статуса СРО аудиторов.
~ Федеральный закон от 17.02.2023 № 31-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" Изложена в новой редакции Статья 8. Независимость аудиторских организаций, аудиторов. Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2023 года. Информационное сообщение 21 февраля 2023 г. № ИС-аудит-61
Минфин информирует об изменениях в аудиторском законодательстве в части требований к независимости аудиторских организаций и аудиторов. Сообщается, в частности, о закреплении в Федеральном законе "Об аудиторской деятельности" новых понятий, связанных с независимостью.
Установлены дополнительные запреты на оказание аудиторских услуг в установленных случаях, например, если аудиторская организация и аудируемое лицо имеют общих контролирующих лиц.
Расширен перечень запретов, нарушение которых влечет исключение сведений об аудиторской организации, оказывающей услуги общественно значимым организациям, из реестра.
Отдельные уточнения внесены в отношении порядка выплаты и размера денежного вознаграждения по договору оказания аудиторских услуг.
~ РЕКОМЕНДАЦИИ аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2022 год.
~ Информационное сообщение Минфина России 15 июля 2022 г. № ИС-аудит-56 Перенесено начало действия ряда требований к аудиторским организациям и руководителям аудита. Продлено действие требования уведомлять о начале обслуживания общественно значимых организаций. Введен новый случай обязательного аудита. Уточнены требования к правилам внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ. Изданы правила ведения реестра аудиторских организаций на финансовом рынке.
~ Информационное сообщение Минфина России 18 апреля 2022 г.
№ ИС-аудит-53 Сокращено количество случаев обязательного аудита отчетности непубличных акционерных обществ (ранее – бухгалтерская (финансовая) отчетность любого непубличного акционерного общества подлежала обязательному аудиту). Уточнено, кто вправе проводить инициативный аудит отчетности публичных акционерных обществ. Скорректировано понятие независимости аудиторской организации и индивидуального аудитора. Вступают в силу с 1 января 2023 г.
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23.12.2021 № 221н "Об утверждении Порядка ведения реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, и Порядка проверки соответствия аудиторской организации, представившей заявление о внесении сведений о ней в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, требованиям Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3 "Об аудиторской деятельности" (Зарегистрирован 16.02.2022 № 67307).
~ Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности выпустил РЕКОМЕНДАЦИИ аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2021 год.
~ Сборник
примерных форм заключений и отчетов составленных в соответствии с международными стандартами аудита (версия 6/2021) Примерные формы аудиторских заключений и иных отчетов должны использоваться аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами с учетом конкретных условий аудиторских заданий, особенностей аудируемого лица и состояния законодательства Российской Федерации, с 1 января 2022г.
~ Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 09.11.2021 № 172н "О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений приказа Министерства финансов Российской Федерации от 9 января 2019 г. № 2н" (Зарегистрирован 27.12.2021 № 66597). Вводится в действие на территории РФ: 1) Международный стандарт аудита 700 (пересмотренный) "Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности" 2) Международный стандарт аудита 701 "Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении".
~ Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27.10.2021 № 163н "О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений приказа Министерства финансов Российской Федерации от 9 января 2019 г. № 2н"
(Зарегистрирован 24.12.2021 № 66572) Вводится в действие на территории РФ: 1) Международный стандарт аудита 315 (пересмотренный, 2019) "Выявление и оценка рисков существенного искажения" 2) Международный стандарт сопутствующих услуг 4400 (пересмотренный) "Задание по выполнению согласованных процедур" 3) Согласующиеся поправки к другим международным стандартам.
~ Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30.11.2021 № 198н "Об утверждении перечня информации о деятельности аудиторской организации, подлежащей раскрытию на ее сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и установлении сроков раскрытия такой информации"
(Зарегистрирован 15.12.2021 № 66338).
~ Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 22.10.2021 № 160н "О признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 8 июня 2020 г. № 97н "Об утверждении Положения о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля"
(Зарегистрирован 23.11.2021 № 65954). Вступает в силу с 01.01.2022г.
~ Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23.06.2021 № 90н "Об утверждении Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований по внешнему контролю деятельности (федеральному государственному контролю (надзору) аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям" (Зарегистрирован 08.10.2021 № 65360). Настоящий документ вступает в силу с 01.01.2022г. Четыре индикатора риска: 1) отзыв (аннулирование) лицензии у осуществляющей лицензируемый вид деятельности организации, которой аудиторская организация, проводившая обязательный аудит, выдала аудиторское заключение, содержащее немодифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности указанной организации, в течение года, предшествующего дате отзыва (аннулирования) лицензии указанной организации; 2) признание несостоятельной (банкротом) организации, которой аудиторская организация, проводившая обязательный аудит, выдала аудиторское заключение, содержащее немодифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности указанной организации, в течение года, предшествующего дате признания несостоятельной (банкротом) указанной организации; 3) выдача аудиторской организацией, проводившей обязательный аудит, одному аудируемому лицу нескольких аудиторских заключений в отношении одной и той же бухгалтерской (финансовой) отчетности за один аудируемый период; 4) многократное (более пяти раз) осуществление в течение одного года аудиторской организацией обязательного аудита по заключенным по результатам открытого конкурса договорам, по которым в ходе открытого конкурса начальная цена договора была снижена на двадцать пять и более процентов.
~ О проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 и 2022 годы общественно значимых организаций (ОЗО) и общественно значимых организаций на финансовом рынке (ОЗО ФР) Разъяснение позиции Комитета по правовым вопросам аудиторской деятельности. Позиция органов Федерального казначейства, Минфина России или суда по указанным вопросам может отличаться от позиции СРО ААС.
~ Информационное письмо от 22 сентября 2021 г. № 64 О разъяснении отдельных вопросов по установлению сведений в отношении юридических лиц субъектами федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Установлены требования о запрете принимать на обслуживание юридических лиц и осуществлять по их поручению операции с денежными средствами или иным имуществом в следующих случаях, если: осуществляемая деятельность лицензируется, а лицензия отсутствует; доменное имя, указатель страницы сайта с использованием которого оказываются услуги в сети "Интернет" включены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В этой связи Росфинмониторингом подготовлены разъяснения по наиболее часто задаваемым вопросам о применении новых норм.
~ Федеральным законом от 02.07.2021г. № 359-ФЗ внесены изменения cт. 6 в Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Закон вступает в силу 1 января 2022 г., за исключением отдельных норм, которые вступают в силу в особом порядке. В частности, внесены следующие изменения:
~ Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 № 1188 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами". Вступает в силу с 13 января 2022года. Правила внутреннего контроля разрабатываются руководителем аудиторской организации до начала оказания аудиторских услуг. В случае подготовки или осуществления аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами от имени или по поручению своего клиента операций с денежными средствами или иным имуществом, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы разрабатывают и утверждают единые правила внутреннего контроля с отражением в них особенностей осуществления внутреннего контроля для каждого вида осуществляемой деятельности. Правила внутреннего контроля должны приводиться в соответствии с требованиями нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения не позднее 1 месяца со дня вступления в силу указанных нормативных правовых актов. Изменения, вносимые в правила внутреннего контроля, оформляются в виде новой редакции правил внутреннего контроля.
Правила внутреннего контроля содержат 9 обязательных программ:
а) программа организации системы внутреннего контроля;
б) программа идентификации клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев;
в) программа изучения клиента;
г) программа оценки рисков и управления рисками;
д) программа выявления операций;
е) программа замораживания (блокирования);
ж) программа подготовки и обучения кадров;
з) программа проверки системы внутреннего контроля;
и) программа хранения информации и документов.
Письмо ФНС России от 29.11.2023 № ШЮ-4-13/14936@ В соответствии с Указом № 585 с 08.08.2023 приостанавливается действие отдельных положений соглашений об избежании двойного налогообложения (далее – СОИДН) с государствами, осуществляющими недружественные действия в отношении Российской Федерации, ее граждан и юридических лиц. В этой связи в отношении выплат, квалифицируемых в соответствии с пунктом 1 статьи 309 Кодекса, с даты приостановления отдельных положений СОИДН применяются положения Кодекса, а не СОИДН. При этом приостановление действия отдельных положений СОИДН относится к выплатам, произведенным с даты официального опубликования Указа № 585, с 08.08.2023 и не затрагивает выплаты, произведенные до даты официального опубликования Указа № 585. В письме приведены примеры, в частности, применения налоговых ставок при выплате дивидендов, а также соблюдения ограничения по норме признания расходов на рекламу в целях налогообложения. Кроме того, сообщается о приостановлении соглашения с Латвией в соответствии с Указом от 26.09.2022 N 668. Соглашение с Латвией денонсировано Федеральным законом от 28.02.2023 N 40-ФЗ и прекращает свое действие с 01.01.2024. Также, в частности, обращено внимание на то, что при выплате доходов российская организация - налоговый агент вправе учитывать положения иных (неналоговых) соглашений, действие которых не приостановлено (например, соглашение с Нидерландами о торговом судоходстве, заключенное 28.05.1969).
Информация ФНС России от 27.11.2023 Уточнен порядок применения НДС при ввозе товаров из государств-членов ЕАЭС. Так, если российский покупатель заключил договор с российским комиссионером (поверенным, агентом), действующим в интересах покупателя, на приобретение товаров у иностранного поставщика из ЕАЭС, то уплата НДС в бюджет возлагается на российского комиссионера (поверенного, агента). При этом он производит ее не позднее 20 числа месяца, следующего за принятием им на учет товаров (п. 2 ст. 2 Федерального закона). Данный порядок уплаты начнет применяться с 1 января 2024 года. Если же российский комиссионер (поверенный, агент) действует в интересах иностранного поставщика из ЕАЭС, реализующего ввезенные на территорию РФ товары, то новый порядок уплаты налога комиссионером (поверенным, агентом) применяется с 1 января 2025 года (п. 9 ст. 6 Федерального закона). До указанных сроков плательщиком НДС при ввозе в Россию товаров из государств-членов ЕАЭС на основании посреднического договора является покупатель-собственник импортированных товаров.
Федеральный закон от 27.11.2023 № 548-ФЗ Со следующего 2024 года МРОТ сделают 19 242 руб. в месяц. Сейчас показатель - 16 242 руб.
Федеральный закон от 27.11.2023 № 549-ФЗ На период 2024 - 2026 годов сохранены действующие тарифы и порядок уплаты страховых взносов на травматизм и профзаболевания.
Федеральный закон от 27.11.2023 № 539-ФЗ Настоящим Законом предусмотрен ряд поправок в НК РФ, направленных на усиление контроля за рыночным ценообразованием, в т.ч.: дополнен перечень критериев взаимозависимости в целях увеличения перечня сделок, подпадающих под контроль за трансфертными ценами; в рамках налогового контроля будет проверяться также правильность уплаты налоговым агентом налога с дохода лица, не являющегося налоговым резидентом РФ, в размере корректировки налоговой базы при нерыночных ценах, такой доход будет приравниваться к дивидендам, полученным от источников в РФ; скорректированы требования к представляемой отчетности по контролируемым сделкам и ужесточены штрафы за непредставление установленных сведений (например, за непредставление уведомления о контролируемых сделках размер штрафа увеличен с 5 000 до 100 000 рублей. Штраф за непредставление национальной или глобальной документации составит 1 млн рублей, за непредставление документации относительно конкретной сделки (группы однородных сделок) - 500 000 рублей). НДФЛ с 1 января 2024 года изменятся порядок и сроки перечисления НДФЛ налоговыми агентами (перечислять суммы налога необходимо будет дважды - за период с 1-го по 22-е число текущего месяца, а также за период с 23-го числа по последнее число месяца). Госпошлины - предусмотрено увеличение некоторых госпошлин (например, за выдачу загранпаспорта нового образца госпошлина составит 6 000 рублей вместо 5 000 рублей; такое же увеличение госпошлины предусмотрено за выдачу вида на жительство). НДС - обязанность по исчислению и уплате НДС при ввозе в РФ товаров с территории государств - членов ЕАЭС с участием посредников возложена на организации, оказывающие соответствующие услуги. Акцизы - размеры ставок акцизов увеличены на отдельные виды алкогольной продукции, табак и табачные изделия, а также скорректированы положения, касающиеся применения вычетов при реализации алкогольной продукции. Налог на прибыль - в целях нивелирования последствий приостановления действия положений международных договоров об избежании двойного налогообложения предусмотрено освобождение от налогообложения или пониженные ставки налога для отдельных видов доходов, выплачиваемых иностранным компаниям. Кроме того, законом уточнены правила определения уровня цен нефти сорта "Юралс"; установлены особенности налогообложения при реализации газа потребителям и многое другое.
Информация ФНС России от 27.11.2023 Что делать, если в налоговом уведомлении некорректная информация? Если, по мнению налогоплательщика, в налоговом уведомлении имеется неактуальная (некорректная) информация об объекте имущества или его владельце (в т.ч. о периоде владения объектом, налоговой базе, адресе), то для её проверки и актуализации необходимо обратиться в налоговые органы любым удобным способом: 1) для пользователей «Личного кабинета налогоплательщика» - через личный кабинет налогоплательщика; 2) для иных лиц: посредством личного обращения в любой налоговый орган либо путём направления почтового сообщения, или с использованием интернет-сервиса ФНС России «Обратиться в ФНС России». По общему правилу, налоговому органу требуется проведение проверки на предмет подтверждения наличия/отсутствия установленных законодательством оснований для перерасчета налогов и изменения налогового уведомления (направление запроса в регистрирующие органы, проверка информации о наличии налоговой льготы, определение даты начала применения актуальной налоговой базы и т.п.), обработка полученных сведений и внесение необходимых изменений в информационные ресурсы (базы данных, карточки расчетов с бюджетом и т.п.).
Информация ФНС России от 22.11.2023 Изменились правила представления отчетов по зарубежным счетам резидентами. Дополнен состав сведений, которые резиденты – юридические лица и индивидуальные предприниматели должны указывать при совершении операций по своим зарубежным счетам в рамках обязательств по внешнеторговым договорам.
Письмо ФНС России от 17.11.2023 № БС-4-21/14532@ и Письмо Минфина России от 13.11.2023 № 03-05-04-01/108053 О применении федеральных стандартов бухгалтерского учета в целях определения налоговой базы по налогу на имущество организаций (в части обоснованности обесценения).
Письмо ФНС России от 16.11.2023 № БС-4-21/14484@ Об условиях применения при исчислении земельного налога коэффициентов, предусмотренных пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации. С 2020 года наличие в собственности у коммерческой организации земельного участка для ИЖС предусматривает исчисление налога по ставке до 1,5%, установленной в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ для «прочих» земель.
Кроме того, для таких участков налог исчисляется с учетом коэффициента 2. Он применяется в течение трех лет с даты госрегистрации права собственности на земельный участок и до регистрации права на построенный объект недвижимости. Если права на возведенный объект зарегистрированы до истечения указанного срока, налог за период применения коэффициента 2 подлежит перерасчету с учетом коэффициента 1.
О порядке применения положений Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 05.06.2023 № 86н Если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, налоговая ставка 0% применяется в организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в утверждаемый Минфином перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны). Приказом Минфина РФ от 05.06.2023 № 86н утвержден Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны). Приказ № 86н вступил в силу с 01.07.2023.
Постановление Правительства Российской Федерации от 10.11.2023 № 1883 О единой предельной величине базы для исчисления страховых взносов с 1 января 2024 г. Установить, что для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов с учетом размера средней заработной платы в Российской Федерации на 2024 год, увеличенного в 12 раз, и применяемого к нему коэффициента, установленного пунктом 51 статьи 421 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 2,3, составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 2225000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2024 г. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 г.
Информация ФНС России от 17.11.2023 31 декабря заканчивается переходный период, связанный с введением единого налогового счета. ФНС России напоминает, что предоставление в банк платежного распоряжения со статусом «02» вместо уведомления об исчисленных налогах возможно только до 31 декабря 2023 года. Уведомление подается только в отношении платежей с авансовой системой расчетов, по которым декларация приходит позже, чем срок уплаты налога (имущественные налоги организации, страховые взносы, НДФЛ, УСНО, ЕСХН). Достаточно одного уведомления по всем авансам, причем можно оформить одно уведомление сразу на несколько периодов.
Информация ФНС России от 16.11.2023 С 1 января 2024 года вступает в силу приказ ФНС России от 28.08.2023 № ЕД-7-21/577@. Он устанавливает новые форму и формат представления пояснений налогоплательщика-организации (ее обособленного подразделения) на сообщение налогового органа об исчисленных суммах налогов на имущество.
Организация вправе в течение 20 дней со дня получения сообщения об исчисленных налоговым органом транспортном и земельном налогах, а также налоге на имущество в отношении объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, представить такие пояснения. Сделать это можно, если сумма уплаченного налога за истекший период не соответствует указанной в сообщении, в том числе если есть основания для освобождения от уплаты налога, применения пониженных налоговых ставок и льгот.
Информация ФНС России от 14.11.2023 Утверждена форма декларации по налогу на сверхприбыль, порядок ее заполнения и формат представления по ТКС. Минюст России зарегистрировал
приказ ФНС России от 26.09.2023 № ЕД-7-3/676@.
Новая форма утверждена в связи с уплатой в 2024 году налога на сверхприбыль, установленного
Федеральным законом от 04.08.2023 № 414-ФЗ. Данная декларация представляется с 1 по 25 января 2024 года. Декларация состоит из:
Раздела 1 «Сумма налога, подлежащая уплате»;
Раздела 2 «Расчет суммы налога»;
Раздела 2.1. «Балансовая стоимость активов»;
Раздела 3 «Сведения о реорганизации». Необходимо обратить внимание, что разделы 1 и 2 декларации обязательны для заполнения всеми налогоплательщиками. В них, в частности, отражаются сведения о величине прибыли налогоплательщика за 2018, 2019, 2021 и 2022 годы с учетом данных организаций, в результате слияния, разделения, преобразования которых он был создан, а также информации о прибыли компаний, присоединенных к нему до 31 декабря 2023 года.
Разделы 2.1 и 3 декларации заполняются отдельными категориями налогоплательщиков. Так, первый заполняется только теми, для кого налоговой базой признается половина прибыли за 2022 год, а раздел 3 – налогоплательщиками, которые отразили в разделе 2 декларации величину прибыли с учетом особенностей, установленных ч. 7-10 ст. 3 414-ФЗ.
Информация ФНС России от 13.11.2023 Расширен перечень товаров для детей, реализация которых облагается НДС по налоговой ставке 10%. Федеральным законом от 19.10.2023 № 504-ФЗ «О внесении изменения в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» внесены уточнения в подпункт 2 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, которые дополняют перечень детских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов.
Изменения, внесенные данным Федеральным законом, вступают в силу с 01.01.2024.
Письмо Минфина России от 01.11.2023 № 03-08-13/104225 «О применении приказа Минфина России от 5 июня 2023 г. № 86н» Положения Приказа в части расширения Перечня на государства (территории), которые не были включены в Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утвержденный приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н и действовавший по состоянию на 30.06.2023, применяются с 1 января 2024 года.
Федеральный закон от 02.11.2023 № 522-ФЗ О внесении изменений в статьи 5 и 105-26 части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно принятому закону налоговые преимущества, предусмотренные для резидентов Территорий Опережающего Развития, резидентов свободного порта Владивосток, а теперь и резидентов Особых Экономических Зон, сохранят свое действие до тех пор, пока налогоплательщики не утратят статус резидента или не истечет срок, на который они были предоставлены (пункт 4.2 статьи 5 НК РФ).
Кроме того, для резидентов особой экономической зоны отменено требование о выполнении обязательных условий, установленных статьей 105.26 НК РФ для проведения налогового мониторинга.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2024 года.
Федеральный закон от 02.11.2023 № 523-ФЗ О внесении изменений в статьи
217 (пункты 94 и 95) и
251 ( подпункт 51 пункта 1) части второй Налогового кодекса Российской Федерации. От налогообложения освобождены доходы от безвозмездной передачи исключительных прав (предоставления права использования) на результат интеллектуальной деятельности, при выполнении государственного или муниципального контракта.
О внесении изменений в приложения к приказу ФНС России от 29.09.2022 № ЕД-7-11/878@ Внесены изменения в расчет по страховым взносам. Изменения вступают в силу с 1 января 2024 года.
В разделе 1 надо отдельно указывать данные о взносах на пенсионное, медицинское страхование, страхование по ВНиМ с выплат физлицам из
п. 6.2 ст. 431 НК РФ. Раздел 1 дополнили подразделом 4, в нем приводят расчет этих взносов. Ввели приложение 5 к разделу 1, в нем отражают сведения о физлицах, с выплат и вознаграждений которым начислили взносы по пп. 2 п. 6.2 ст. 431 НК РФ.
Теперь взносы с выплат ряду иностранцев платят по-новому. Новшества затронули плательщиков взносов, которые производят выплаты физлицам, подлежащим по международным договорам РФ отдельным видам обязательного соцстрахования. Изменения распространили на отношения, которые возникли с 1 января 2023 года. С 2 октября 2023 года РСВ сдают по рекомендуемой форме ФНС.
Письмо ФНС России от 26.10.2023 № БС-4-21/13673@ О понятии «изменение характеристик земельного участка» в целях применения пункта 7.1 статьи 396 НК РФ. В случае изменения в течение налогового (отчетного) периода кадастровой стоимости вследствие изменения характеристик земельного участка исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении такого земельного участка производится с учетом коэффициента. разъяснения Росреестра (письмо от 20.10.2023 № 13-9712-АБ/23)
Информация ФНС России от 23.10.2023 Приобретатели цифровых прав становятся налоговыми агентами по НДС. Статья 161 Кодекса дополнена пунктом 5.3, согласно которому при реализации физическими лицами или банками цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права, организациям (за исключением банков), если указанные цифровые права удостоверяют право на получение товаров, предусмотренных подпунктом 6.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, и при получении оплаты, частичной оплаты в связи с выпуском указанных цифровых прав налогоплательщиком, выпустившим указанные цифровые права, была применена налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 164 Кодекса, такие суммы оплаты, частичной оплаты включаются в налоговую базу налогового агента.
При этом для целей пункта 5.3 статьи 161 Кодекса налоговыми агентами признаются организации (за исключением банков), приобретающие у физических лиц или банков вышеуказанные цифровые права.
Информация ФНС России от 23.10.2023 Произошли изменения в налогообложении имущества физических лиц.
Письмо ФНС России от 18.10.2023 № БС-4-21/13298@ Об Обзоре определяющей судебной практики по вопросам налогообложения имущества (за 9 мес. 2023 г.)
Обзор определяющей судебной практики по вопросам налогообложения
имущества (за 9 мес. 2023 г.)
Письмо ФНС России от 17.10.2023 № БС-4-21/13243@ О рекомендациях по типовым вопросам заполнения и представления в налоговый орган уведомлений об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам (в части налогообложения имущества организаций).
Информация ФНС России от 18.10.2023Страховые взносы с ЕНС теперь можно списывать оперативнее. В случае уплаты в декабре 2023 года в составе единого налогового платежа (или платежными поручениями со статусом "02") сумм страховых взносов, исчисленных за декабрь, для зачета указанных сумм в счет исполнения обязанности по уплате страховых взносов следует в уведомлении, представляемом в декабре 2023 года, указать в отношении сумм таких страховых взносов код отчетного периода 34/3 (код налогового периода МС.12.2023 - в случае уплаты платежными поручениями со статусом "02").
Информация ФНС России от 16.10.2023 Изменен порядок применения УСН при производстве инструментов и приборов, содержащих драгоценные металлы. С 01.01.2023 не вправе применять упрощенную систему налогообложения лица, осуществляющие производство ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, оптовую (розничную) торговлю ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов.
Письмо Минфина России от 13.10.2023 № 03-03-06/1/97405 по вопросу порядка исчисления и уплаты налога на сверхприбыль, установленного Федеральным законом от 04.08.2023 № 414-ФЗ «О налоге на сверхприбыль».
Письмо ФНС России от 12.10.2023 № БС-4-21/13059@ и Письмо Минфина России от 12.10.2023 № 03-05-04-02/96859 Об определении налоговой ставки в отношении земельных участков, предоставленных федеральным государственным образовательным учреждениям высшего образования, занимаемых военными учебными центрами.
Информация ФНС России от 12.10.2023 В ФНС рассказали об изменениях порядка представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций с 2024 года.
Письмо ФНС России от 09.10.2023 № БС-4-21/12848@ и Разъяснения Минсельхоза России письмо от 03.10.2023 № СХ-15-23/23981 Об использовании налоговым органом информации, полученной в соответствии с пунктом 7(7) Положения об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1509.
Письмо ФНС России от 04.10.2023 № БС-4-11/12708@ По вопросу уплаты страховых взносов в фиксированном размере в случае изменения в течение расчетного периода физическим лицом, являющимся плательщиком страховых взносов, места жительства с территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области в иной субъект Российской Федерации.
Информация ФНС России от 03.10.2023 Вступили в силу изменения в порядок заполнения счета-фактуры по прослеживаемым товарам.
Информационное сообщение Минфина России
25 сентября 2023 г. № ИС-учет-48 Установлены особенности раскрытия консолидированной финансовой отчетности. В сообщении Минфина даны разъяснения в каких случаях и какие организации для которых установлены особенности раскрытия консолидированной финансовой отчетности. Перечислены сведения, не включаемые в раскрываемую консолидированную финансовую отчетность. О раскрытии консолидированной финансовой отчетности с изъятием отдельных сведений см. документ ОП 18-2023. Об исполнении обязанности по аудиту консолидированной финансовой отчетности в случае раскрытия ее с изъятием отдельных сведений см. документ ОП 19-2023
Письмо ФНС России от 26.09.2023 № БС-4-11/12322@ О направлении рекомендуемой Формы расчета по страховым взносам, Порядка ее заполнения, а также Формата ее представления электронной форме.
Информация ФНС России от 25.09.2023 О применении в качестве налоговой базы по земельному налогу кадастровой стоимости, установленной в размере рыночной стоимости земельного участка.
Информация ФНС России от 21.09.2023 Утверждены порядки ведения справочников для налогового мониторинга. Ознакомиться с текстами порядков ведения справочников можно на официальном сайте ФНС России.
Письмо ФНС России от 14.09.2023 № СД-4-3/11735@ О применении организациями общественного питания освобождения по НДС.
Интерактивный сервис ФНС России Оперативная помощь: разблокировка счета и вопросы по ЕНС благодаря которому налогоплательщик сообщает, о необходимости в снятии ограничений с расчетного счета, приостановленного за неуплату налоговой задолженности, либо об актуализации сальдо ЕНС, а также о приоритетности использования интернет-сервиса «Личный кабинет юридического лица как источника информация о сальдо ЕНС».
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2023 № 1490 "Об особенностях раскрытия консолидированной финансовой отчетности". В отчетности могут не раскрывать сведения:
- по Постановлению от 04.07.2023 N 1102 организации, которые должны раскрывать консолидированную финансовую отчетность (финансовую отчетность) по Закону о консолидированной отчетности;
- по перечню информации, которую кредитные организации вправе не раскрывать, утвержденному Постановлением от 07.09.2019 N 117.
Прежний перечень организаций, который вправе ограничить объем сведений, и перечень сведений, которые можно не включать в раскрываемую консолидированную финансовую отчетность, утратил силу.
Информация ФНС России от 20.09.2023 Новая промостраница поможет разобраться в налоговых уведомлениях, направленных физическим лицам в 2023 году.
Письмо ФНС России от 18.09.2023 № БС-4-11/11864@ По вопросу прекращения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование плательщиков, являющихся военными пенсионерами.
Письмо ФНС России от 18.09.2023 № № БС-4-11/11858@ и Письмо Минфина России от 14.09.2023 № 03-15-07/87778 Об уплате военными пенсионерами, осуществляющими предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность, страховых взносов за себя. Военные пенсионеры самостоятельно обеспечивающие себя работой и получающие пенсии за выслугу лет или по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, не являются страхователями и застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию с момента вступления в силу Федерального закона от 13 июня 2023 года N 257-ФЗ - с 24 июня 2023 года, то они также с 24 июня 2023 года не признаются плательщиками страховых взносов за себя.
За периоды до 24 июня 2023 года они обязаны уплатить страховые взносы в порядке, установленном статьей 430 НК РФ, в том числе за период с 1 января 2023 года по 23 июня 2023 года - в совокупном фиксированном размере, определенном пропорционально количеству календарных месяцев и дней в этом периоде.
Информация ФНС России от 18.09.2023 Налог на прибыль организаций-как сделать пересчет суммы налога с доходов иностранных организаций, исчисленной в иностранной валюте.
Информационное сообщение Минфина России
18 сентября 2023 г. № ИС-учет-47 Бухгалтерский учет операций с цифровым рублем Бухгалтерский учет операций, связанных с обращением и использованием цифровых рублей, ведется организациями применительно к общему порядку учета денежных средств и расчетов, установленному применимыми федеральными стандартами бухгалтерского учета и положениями по бухгалтерскому учету, а также Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н. Операции по счету цифрового рубля отражаются в бухгалтерском учете на основании информации, предоставляемой организации Банком России через участника платформы цифрового рубля. В информационном сообщении Минфина представлена типовая схема корреспонденции счетов.
Информационное сообщение Минфина России
14 сентября 2023 г. № ИС-учет-46 Бухгалтерский учет налога на сверхприбыль Оценочное обязательство по уплате налога на сверхприбыль признается в бухгалтерском учете в величине, отражающей наиболее достоверную денежную оценку расходов, необходимых для расчетов по этому обязательству. В сообщении Минфина представлена типовая схема корреспонденции счетов, а также порядок отражения объектов бухгалтерского учета, связанных с уплатой налога на сверхприбыль в промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности.
Информация ФНС России от 18.09.2023 Упрощенная процедура прекращения деятельности для субъектов МСП. Компания, которая собирается завершить свою деятельность по упрощенной процедуре, должна находиться в реестре МСП, заранее погасить долги по налогам, не иметь на балансе недвижимость и транспорт, а также записей о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, не являться плательщиком НДС и не находиться в процессе ликвидации, реорганизации, исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
Информация ФНС России от 14.09.2023 Какие изменения учтены при расчете налогов на имущество физических лиц в налоговых уведомлениях за 2022 год по сравнению с предыдущим периодом.
Письмо ФНС России от 14.09.2023 № СД-4-3/11773@ По вопросу применения статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации для определения ставки НДС при реализации продовольственных товаров (кулинарные изделия вида сэндвич, включая гамбургер, чизбургер и аналогичные изделия), которым соответствуют коды группировки ОКПД 2 10.85.19, не указаны в Перечне № 908, то при их реализации применяется ставка НДС в размере 20 процентов.
Меры поддержки микрофинансовых институтов в 2024 году Для оказания поддержки гражданам и компаниям, сохранения потенциала кредитования Банк России продлевает до 31.12.2024 включительно регуляторные послабления для микрофинансовых организаций (МФО) и кредитных потребительских кооперативов, которым разрешается не относить к реструктурированной задолженности при формировании резервов займы участников специальной военной операции и клиентов, пострадавших от санкций. И прочие меры поддержки. Документ:
Информация Банка России от 17.11.2023
Меры поддержки банков в 2024 году: завершение, временное продление и новое регулирование Банк России принял решение не продлевать ряд послаблений, заканчивающих свое действие в 2023 году. Меры, которые планируется временно продлить, в том числе с модификацией: в части мер по поддержке заемщиков / доступности кредитов и в части прочих мер поддержки. Документ:
Информация Банка России от 15.11.2023
Через какие площадки налогоплательщики могут урегулировать свою задолженность ФНС России предупреждает о распространении не соответствующей действительности информации, что налоговые органы взаимодействуют с различными медиативными центрами, которые оказывают услуги по реструктуризации задолженности. При проведении реабилитационных процедур ведомство взаимодействует на основании партнёрского соглашения только с Фондом содействия реструктуризации долга, который безвозмездно предоставляет комплексное решение по урегулированию задолженности. Другие организации и лица, которые предлагают урегулировать ее за деньги и при этом указывают, что являются партнером ФНС России, распространяют недостоверную информацию. Документ: Информация ФНС России от 09.11.2023
О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" Вступил в силу Федеральный закон от 02.11.2023 № 519-ФЗ, которым внесены существенные изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Основные изменения касаются государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. Так, теперь при регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя не нужно представлять копию паспорта. Предусмотрена возможность включения в ЕГРИП сведений о том, что индивидуальный предприниматель является главой крестьянского (фермерского) хозяйства. В ближайшее время будут обновлены формы заявлений при регистрации индивидуального предпринимателя, где появится соответствующая отметка. Изменился подход к прекращению процедуры исключения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Теперь для того, чтобы юрлицо или ИП не были исключены из реестров, им потребуется устранить причину, которая стала основанием для начала исключения. Например, если решение о предстоящем исключении принято в связи с признаками недействующего юридического лица, ему необходимо представить отчетность, а если решение о предстоящем исключении принято в связи с недостоверностью сведений, то необходимо подать соответствующее заявление. Для прекращения процедуры исключения индивидуального предпринимателя требуется представить отчетность и уплатить задолженность. Кроме того, заинтересованным лицам при направлении возражений против предстоящего исключения юридического лица из ЕГРЮЛ или индивидуального предпринимателя из ЕГРИП необходимо приложить документы, подтверждающие обоснованность таких возражений. Документ:Федеральный закон от 02.11.2023 № 519-ФЗ
С 1 июня 2024 года Некоммерческие организации могут не иметь печати Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе некоммерческой организации. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность некоммерческой организации использовать печать. А Государственные, муниципальные учреждения имеют печать. Документ:Федеральный закон от 02.11.2023 № 525-ФЗ
Банк России продлил еще на шесть месяцев ограничения на перевод средств за рубеж Они будут действовать с 1 октября 2023 года по 31 марта 2024 года. Граждане России и физические лица — нерезиденты из дружественных стран по-прежнему смогут в течение месяца перевести на любые счета в зарубежных банках не более 1 млн долларов США или в эквиваленте в другой иностранной валюте. Сохраняются и лимиты на перечисления через системы денежных переводов — за месяц не более 10 тыс. долларов США или в эквиваленте в другой иностранной валюте. Физические лица — нерезиденты, работающие в России, могут перевести за рубеж средства в размере заработной платы. Сохраняется запрет на перевод средств за рубеж для физических лиц — нерезидентов из недружественных стран, не работающих в России, а также для юридических лиц из таких государств. Это ограничение не касается иностранных компаний, которые находятся под контролем российских юридических или физических лиц. Документ:Информация Банка России от 29.09.2023
Продлены ограничения на переводы за рубеж средств нерезидентов из недружественных стран Такие операции Банк России приостанавливает с 1 октября 2023 года еще на 6 месяцев. Ограничения касаются переводов со счетов как физических, так и юридических лиц, открытых у российских брокеров и доверительных управляющих. Они были введены с 1 апреля 2022 года. Решение принято для поддержания финансовой стабильности. Документ:Информация Банка России от 26.09.2023
О внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из РФ за пределы таможенной территории ЕАЭС Ставки вывозных таможенных пошлин на многие товары, которые вывозят из РФ за пределы ЕАЭС, будут зависеть от среднего значения официального курса доллара США к рублю. Срок действия правила - до конца 2024 года. Новшества затронут экспортеров, в частности: рыбы и ракообразных; овощей; готовых продуктов из мяса и рыбы; алкоголя и напитков без него; натурального и искусственного меха и изделий из него; бумаги и картона; шелка, шерсти и хлопка и т.д. Документ:Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2023 № 1538
Банк России сохраняет ограничения по наличной валюте до 9 марта 2024 года Для граждан, чей валютный счет или вклад был открыт до 9 марта 2022 года, сохраняется лимит на снятие валюты в сумме остатка денежных средств на 00:00 по московскому времени указанной даты, но не более 10 тыс. долларов США или эквивалентной суммы в евро, независимо от валюты вклада или счета, при условии что они ранее не реализовали такую возможность. Для банков продлен на шесть месяцев запрет взимать с граждан комиссию при выдаче валюты со счетов или вкладов. Документ:Информация Банка России от 07.09.2023
Утвержден новый список видов ИТ-деятельности Перечень вступит в силу с 26 августа 2023 года. В него включили, в частности: - производство оборудования средств связи (код 1.09); - монтаж, наладку, испытания и ремонт средств защиты информации (код 11.02); - ремонт, сервисное обслуживание и установку защищенных с помощью шифровальных (криптографических) средств информационных и телекоммуникационных систем (код 11.03); - ремонт и обслуживание компьютеров, периферийного оборудования и компьютерных терминалов (код 28.02). В действующем списке таких позиций нет. Ряд его элементов вошли в новый перечень в скорректированном виде. Напомним: доходы от деятельности в сфере ИТ позволяют компаниям получать аккредитацию, если они отвечают остальным критериям. По общему правилу доля ИТ-доходов по итогам года, который предшествовал дате подачи заявления на аккредитацию, должна составлять более 30% всех доходов организации. Документ: Приказ Минцифры России от 11.05.2023 N 449
Опубликован закон о новых правилах для банков и других финкомпаний С 1 февраля 2024 года установят порядок, по которому кредитным организациям, большинству профучастников рынка ценных бумаг и ряду иных финкомпаний нужно по решению президента: - запрещать либо ограничивать финансовые операции, в т.ч. те, которые совершают в пользу блокируемых лиц. Среди последних отдельные иностранцы; - замораживать деньги и (или) прочее имущество таких лиц. Поднадзорные ЦБ РФ организации должны будут сообщать ему о применении этих санкций. Другие финкомпании обязаны отчитываться перед госорганами, которые определит правительство. Состав информации, порядок, формат и сроки ее представления установят отдельно. Уточнят: реализация экономических мер не повлечет гражданско-правовую ответственность финкомпаний за нарушение договора. Если, например, кредитная организация вопреки обязанности хотя бы 2 раза за год не применит санкции, у нее смогут отозвать лицензию. Есть и другие новшества. Документ: Федеральный закон от 04.08.2023 N 422-ФЗ
Расширены права некоторых российских экспортеров при расчетах в сфере ВЭД Отечественные юрлица - экспортеры товаров могут направлять иностранную валюту (за вычетом ряда сумм), которая поступила от нерезидентов, российским поставщикам даже на их счета в зарубежных банках. Поправка вступила в силу 31 июля 2023 года. Ранее разрешали переводить деньги на счета поставщиков только в уполномоченных банках. Напомним, нужно соблюдать, в частности, такие условия: - экспортеры сами передают товары нерезидентам по внешнеторговым контрактам с ними; - эти товары ранее поступили экспортерам от российских юрлиц-поставщиков по договорам во исполнение межправительственных соглашений. С той же даты глава государства ввел аналогичный порядок расчетов между отечественными организациями - экспортерами услуг (работ) и российскими компаниями-соисполнителями. Документ: Указ Президента РФ от 31.07.2023 N 575
Подписан закон о внедрении цифрового рубля В частности, за Банком России закрепляется статус оператора платформы цифрового рубля, предусматриваются порядок организации и обеспечения Банком России функционирования указанной платформы, особенности взыскания цифровых рублей, учитываемых на счете цифрового рубля должника. Кроме того, к иностранной валюте приравнивается национальная денежная единица иностранного государства, выпускаемая в цифровой форме национальным центральным банком или иным органом иностранного государства. Оговаривается, что привлечение цифровых рублей во вклады (депозиты) не осуществляется. Закон вступает в силу с 1 августа 2023 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу. Документ:Федеральный закон от 24.07.2023 № 340-ФЗ
Президент продлил ряд антикризисных мер в сфере ВЭД до конца 2025 года До 31 декабря 2025 года действуют ограничения и запреты на ввоз в РФ и вывоз из нее некоторой продукции и сырья. Ранее этот срок продлевали до конца 2023 года. Напомним, перечни товаров, которые затрагивает данная мера, определило правительство. Так, запрещено вывозить иностранные медицинские товары, двигатели, машины и другую продукцию. В страны, совершающие недружественные действия, нельзя экспортировать, например, древесину и лесоматериалы. Ранее также утвердили перечни товаров, которые можно вывозить в страны ЕАЭС по разрешениям. Документ:Указ Президента Российской Федерации от 20.07.2023 № 540
Банк России продлил еще на полгода ограничения на перевод средств за рубеж Они будут действовать с 1 апреля по 30 сентября 2023 года. Ограничения предусматривают, что граждане России и физические лица — резиденты из дружественных стран по-прежнему смогут в течение месяца перевести на любые счета в зарубежных банках не более 1 млн долларов США или в эквиваленте в другой иностранной валюте. Сохраняются и лимиты на перечисления через системы денежных переводов — за месяц не более 10 тыс. долларов США или в эквиваленте в другой иностранной валюте. Суммы переводов определяются по официальному курсу иностранных валют к рублю на дату получения банком поручения об операции. Документ:Информация Банка России от 31.03.2023
За экономические преступления санкции за неуплату налогов и взносов смягчают Опубликованные поправки к УК РФ и УПК РФ вступают в силу 29.03.2023. Например, сократили сроки наказания за налоговые преступления, которые совершили в особо крупном размере. Так, максимальный срок лишения свободы составит: - 5 лет вместо 6 - за уклонение от уплаты налогов, сборов, взносов и за неисполнение обязанности налогового агента; - 5 лет вместо 7 - за сокрытие денег или имущества; - 3 года вместо 4 - за неуплату взносов на травматизм. Также добавили новое основание для отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела - уплата недоимки, пеней и штрафов в полном объеме. Документ: Федеральный закон от 18.03.2023 N 78-ФЗ
Сохраняются все действующие лимиты на выдачу иностранной наличной валюты гражданам и юридическим лицам. Банк России продлил еще на полгода, до 9 сентября 2023 года, ограничения на снятие наличной иностранной валюты. Если валютный счет или вклад был открыт до 9 марта 2022 года, человек, который пока не воспользовался такой возможностью, может снять с него сумму остатка денежных средств на 00 часов указанной даты, но не более 10 тыс. долларов США или эквивалентную сумму в евро. Остальные средства по-прежнему можно получить в рублях. Документ:Информация Банка России от 06.03.2023
Изменили список видов деятельности для аккредитации ИТ-компаний С 24.02.2023 получить госаккредитацию могут и те, кто в качестве основного вида деятельности: - производят оборудование средств связи, в т.ч. ПО для оперативно-розыскных мероприятий (код по ОКВЭД 26.30.16); - осуществляют технический контроль, испытания и анализ (код 71.20.9); - проводят научные исследования и разрабатывают решения в области биотехнологии (код 72.11) или в сфере естественных и технических наук (код 72.19); - ремонтируют компьютеры и периферийное оборудование (код 95.11). Ряду из этих компаний нужен еще и дополнительный вид деятельности с кодами из класса по ОКВЭД 62 и (или) группы 63.1. Исключение - те организации, чей основной вид деятельности имеет код 72.11 либо 72.19. Больше не вправе получить аккредитацию компании, которые в качестве основного вида деятельности издают адресные справочники и списки адресатов (код 58.12). Вступили в силу и другие поправки к положению об аккредитации отечественных ИТ-компаний. Документ:Постановление Правительства Российской Федерации от 22.02.2023 № 296
Из-за санкций установлен временный порядок - ряду юрлиц разрешили не учитывать голоса некоторых участников ООО и акционеров По Указу Президента установлен временный порядок, по которому с 17 января общее собрание участников или акционеров, совет директоров и другие органы российских ООО или АО могут принимать решения. Правила вправе соблюдать те компании, которые одновременно отвечают следующим критериям: 1) компания ведет бизнес в сфере энергетики, машиностроения или торговли; 2) бенефициар и (или) контролирующее лицо компании находятся под санкциями, например, стран, совершающих недружественные действия; 3) иностранным лицам, которые связаны с этими государствами, принадлежат доли в уставном капитале или акции компании в размере не более 50% его объема. То же касается ряда владельцев такого имущества, которых контролируют эти иностранные лица; 4) выручка компании (группы лиц, куда она входит) от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг более 100 млрд руб. Речь идет о сумме за год до начала года, в котором орган компании принимает решение. Чтобы определить кворум и результаты голосования по повестке заседания органа компании, не нужно учитывать голоса, в частности, лиц из данных стран. Такое положение вправе установить, например, отечественные участники или акционеры компании, большинством их голосов. Если это положение предусмотрели, орган принимает решение большинством голосов, которые учитывают. При этом неважно, что определяют учредительные документы, корпоративный договор и право, которое применяют к нему. Временный порядок действует до конца 2023 года. Есть и другие положения. Документ: Указ Президента РФ от 17.01.2023 N 16
Вступили в силу правила наличных расчетов между отечественными и зарубежными участниками внешнеэкономической деятельности С 27 декабря 2022 года закрепили право резидентов получать от зарубежных компаний и других нерезидентов наличные в любой валюте в виде: 1) платежей за экспорт товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительных прав на них; 2) возврата аванса за импорт тех же объектов, который не состоялся; 3) сумм по договорам займа, если кредиторы по ним - резиденты. Эти деньги можно, например, использовать для расчетов с нерезидентами по импортным контрактам без зачисления на банковские счета. Еще одна из опций - ввезти наличные в РФ и не позже 30 рабочих дней с даты их ввоза или получения в РФ от нерезидента: 1) продать иностранную валюту уполномоченному банку (по курсу ЦБ РФ на день операции) и зачислить полученные рубли на свой счет в уполномоченном банке; 2) зачислить на свой валютный счет в таком банке; 3) внести в свою кассу. При ввозе денег нужно соблюдать право ЕАЭС и законодательство РФ о таможенном регулировании. Есть и другие положения. Напомним, с 8 августа 2022 года действует послабление для отечественного бизнеса. Он не обязан соблюдать, в частности, общее правило, по которому по валютным операциям надо рассчитываться через счета в уполномоченных банках или переводами электронных денег. Это касается участников внешнеторговых и заемных отношений. Документ:
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2022 № 2433
С 01.01.2023 снизят пошлину юрлицам на регистрацию дополнительных соглашений об изменении или расторжении договоров аренды В НК РФ закрепят специальную пошлину за госрегистрацию соглашений об изменении или расторжении договоров аренды, сведения о которых есть в ЕГРН. С нового года размер платежа для компаний - 1 000 руб. Сейчас от юрлиц обычно требуют уплачивать 22 тыс. руб., как за регистрацию сделки с недвижимостью. Отметим, за регистрацию допсоглашений к договору аренды земли сельхозназначения пока взимают 350 руб. Документ: Федеральный закон от 05.12.2022 N 493-ФЗ
Эмитенты ценных бумаг смогут до 1 июля 2023 года, в частности, не раскрывать: - данные о лицах из органов управления эмитента, замах единоличного исполнительного органа, главбухе и его замах, руководителях и главбухах филиалов эмитента; - сведения о лицах из органов контроля за финансово-хозяйственной деятельностью эмитента; - информацию о сделках эмитента, его контролирующих лиц и подконтрольных ему субъектов. Условие - публикация этих и ряда других сведений приведет или может привести к тому, что против эмитента и (или) прочих лиц введут санкции. До 1 июля 2023 года продолжит действовать сходное правило в сфере раскрытия инсайда. Оно касается эмитентов, организаторов торговли, профучастников рынка ценных бумаг и др. Документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2022 № 2131
В 2023 году продолжит действовать правило, по которому резиденту нельзя: - оплачивать долю или пай в имуществе (уставном либо складочном капитале, паевом фонде кооператива) юрлица-нерезидента. То же касается и вкладов в такое имущество; - осуществлять взнос нерезиденту по договору простого товарищества с инвестированием в форме капвложений. Напомним, запрет можно не соблюдать, если получить индивидуальное разрешение ЦБ РФ или выполнить одно из таких условий: - перечислить деньги в рублях или в валюте страны, которая не совершает недружественных действий; - провести операцию в валюте государства, совершающего эти действия, в размере не более эквивалента 15 млн руб. по курсу ЦБ РФ на дату платежа. Где находится получатель денег, неважно. Изначально установили, что запрет действует до конца 2022 года. Документ: Указ Президента Российской Федерации от 23.11.2022 № 845
Утвержден перечень российских кредитных организаций, в отношении которых установлен запрет на сделки (операции) с акциями, долями (вкладами), составляющими их уставные капиталы). Президент утвердил список из 45 российских кредитных организаций. Сделки и операции с акциями, а также долями (вкладами) в уставных капиталах этих юрлиц нельзя совершать до конца 2022 года. Запрет нужно соблюдать, если такие активы принадлежат, в частности, компаниям из стран, совершающих недружественные действия. Напомним, если вопреки запрету заключить сделку или провести операцию, они автоматически станут ничтожными. Этого не произойдет, если совершить их по решению главы государства. Документ: Распоряжение Президента Российской Федерации от 26.10.2022 № 357-рп
Многим Обществам с ограниченной ответственностью (ООО) предоставят кредитные каникулы из-за мобилизации единственных участников 20 октября вступила в силу новая мера поддержки малого и среднего бизнеса в условиях мобилизации. Заемщики - ООО могут потребовать от банков или некредитных финансовых организаций (НФО) приостановить выплаты по кредитам либо займам. Для этого нужны такие обстоятельства (одновременно): - в компании с 21 сентября по данным ЕГРЮЛ один участник - единоличный исполнительный орган; - его призвали на военную службу по мобилизации; - ООО заключило с банком или НФО договор кредита или займа (в т.ч. ипотечный) до дня мобилизации участника. Обратиться к кредитору разрешили, пока действует договор, но не позже 31 декабря 2023 года. Время приостановки выплат - срок мобилизации плюс 90 дней. В ряде случав льготный период продлят. Заемщик может определить первый день приостановки, но он не должен быть ранее 21 сентября 2022 года. В льготный период нельзя начислять неустойки (штрафы, пени), например, за невозврат кредита или займа. В законе есть и другие новшества. Напомним, сходная мера поддержки с 7 октября доступна мобилизованным и их семьям. Документ: Федеральный закон от 20.10.2022 № 406-ФЗ
Продажа и аренда публичных участков: с 1 марта аукционы будут проводить в электронной форме По общему правилу аукционы по продаже государственной или муниципальной земли с 1 марта 2023 года станут проводить только в электронной форме. То же касается аукционов на право заключить договоры аренды таких участков. Исключения смогут установить в федеральном законе. Интернет-аукцион будут организовывать на электронных площадках, которые работают по законодательству о госзакупках. Их операторы смогут взимать, например, с победителей плату за участие. По результатам аукциона стороны заключат электронный договор купли-продажи либо аренды и заверят его квалифицированной ЭП. Установят и другие нормы. Сейчас в ЗК РФ уже есть правило о том, что большинство аукционов по продаже и аренде публичных участков нужно организовывать в цифровом виде. Однако это положение не применяют, поскольку федеральный закон о порядке проведения таких мероприятий не вступил в силу. Такой порядок и зафиксировали в новом законе. Документ: Федеральный закон от 07.10.2022 N 385-ФЗ
|