~ АУДИТ ~ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ~ НАЛОГИ ~

+7 9651622765


Вернуться на Главную

НОВОСТИ ДЛЯ АУДИТОРА




~ Информационное сообщение 18 апреля 2023 г. № ИС-аудит-62 Установлены особенности госконтроля в сфере аудита до 2030 года.

Особенности госконтроля (надзора) и муниципального контроля предусматривают, в частности, следующее: в период до 2030 года плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки проводятся только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска; Минфин возобновит проведение плановых проверок деятельности СРО аудиторов с 18 марта 2024 г.; введен порядок подачи контролируемым лицом заявления об изменении категории риска осуществляемой им деятельности; введен порядок направления контролируемым лицом обращения, инициирующего проведение профилактического визита контрольным органом; Казначейство России может проводить профилактические визиты, от которых аудиторская организация, оказывающая аудиторские услуги общественно значимым организациям, не вправе отказаться. Также сообщается: о практике исполнения организациями обязанности по аудиту консолидированной финансовой отчетности в случае раскрытия ее с изъятием отдельных сведений; о введении дополнительных требований к раскрытию информации о деятельности аудиторской организации, обслуживающей общественно значимые организации на финансовом рынке; введении порядка передачи документов при утрате статуса СРО аудиторов.

~ Федеральный закон от 17.02.2023 № 31-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" Изложена в новой редакции Статья 8. Независимость аудиторских организаций, аудиторов. Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2023 года.

Информационное сообщение 21 февраля 2023 г. № ИС-аудит-61 Минфин информирует об изменениях в аудиторском законодательстве в части требований к независимости аудиторских организаций и аудиторов. Сообщается, в частности, о закреплении в Федеральном законе "Об аудиторской деятельности" новых понятий, связанных с независимостью. Установлены дополнительные запреты на оказание аудиторских услуг в установленных случаях, например, если аудиторская организация и аудируемое лицо имеют общих контролирующих лиц. Расширен перечень запретов, нарушение которых влечет исключение сведений об аудиторской организации, оказывающей услуги общественно значимым организациям, из реестра. Отдельные уточнения внесены в отношении порядка выплаты и размера денежного вознаграждения по договору оказания аудиторских услуг.

~ РЕКОМЕНДАЦИИ аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2022 год.

~ Информационное сообщение Минфина России 15 июля 2022 г. № ИС-аудит-56 Перенесено начало действия ряда требований к аудиторским организациям и руководителям аудита. Продлено действие требования уведомлять о начале обслуживания общественно значимых организаций. Введен новый случай обязательного аудита. Уточнены требования к правилам внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ. Изданы правила ведения реестра аудиторских организаций на финансовом рынке.

~ Информационное сообщение Минфина России 18 апреля 2022 г. № ИС-аудит-53 Сокращено количество случаев обязательного аудита отчетности непубличных акционерных обществ (ранее – бухгалтерская (финансовая) отчетность любого непубличного акционерного общества подлежала обязательному аудиту). Уточнено, кто вправе проводить инициативный аудит отчетности публичных акционерных обществ. Скорректировано понятие независимости аудиторской организации и индивидуального аудитора. Вступают в силу с 1 января 2023 г.

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23.12.2021 № 221н "Об утверждении Порядка ведения реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, и Порядка проверки соответствия аудиторской организации, представившей заявление о внесении сведений о ней в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, требованиям Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3 "Об аудиторской деятельности" (Зарегистрирован 16.02.2022 № 67307).

~ Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности выпустил РЕКОМЕНДАЦИИ аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2021 год.

~ Сборник примерных форм заключений и отчетов составленных в соответствии с международными стандартами аудита (версия 6/2021) Примерные формы аудиторских заключений и иных отчетов должны использоваться аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами с учетом конкретных условий аудиторских заданий, особенностей аудируемого лица и состояния законодательства Российской Федерации, с 1 января 2022г.

~ Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 09.11.2021 № 172н "О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений приказа Министерства финансов Российской Федерации от 9 января 2019 г. № 2н" (Зарегистрирован 27.12.2021 № 66597).Вводится в действие на территории РФ: 1) Международный стандарт аудита 700 (пересмотренный) "Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности" 2) Международный стандарт аудита 701 "Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении".

~ Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27.10.2021 № 163н "О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений приказа Министерства финансов Российской Федерации от 9 января 2019 г. № 2н" (Зарегистрирован 24.12.2021 № 66572) Вводится в действие на территории РФ: 1) Международный стандарт аудита 315 (пересмотренный, 2019) "Выявление и оценка рисков существенного искажения" 2) Международный стандарт сопутствующих услуг 4400 (пересмотренный) "Задание по выполнению согласованных процедур" 3) Согласующиеся поправки к другим международным стандартам.

~ Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30.11.2021 № 198н "Об утверждении перечня информации о деятельности аудиторской организации, подлежащей раскрытию на ее сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и установлении сроков раскрытия такой информации" (Зарегистрирован 15.12.2021 № 66338).

~ Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 22.10.2021 № 160н "О признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 8 июня 2020 г. № 97н "Об утверждении Положения о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля" (Зарегистрирован 23.11.2021 № 65954). Вступает в силу с 01.01.2022г.

~ Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23.06.2021 № 90н "Об утверждении Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований по внешнему контролю деятельности (федеральному государственному контролю (надзору) аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям" (Зарегистрирован 08.10.2021 № 65360). Настоящий документ вступает в силу с 01.01.2022г. Четыре индикатора риска: 1) отзыв (аннулирование) лицензии у осуществляющей лицензируемый вид деятельности организации, которой аудиторская организация, проводившая обязательный аудит, выдала аудиторское заключение, содержащее немодифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности указанной организации, в течение года, предшествующего дате отзыва (аннулирования) лицензии указанной организации; 2) признание несостоятельной (банкротом) организации, которой аудиторская организация, проводившая обязательный аудит, выдала аудиторское заключение, содержащее немодифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности указанной организации, в течение года, предшествующего дате признания несостоятельной (банкротом) указанной организации; 3) выдача аудиторской организацией, проводившей обязательный аудит, одному аудируемому лицу нескольких аудиторских заключений в отношении одной и той же бухгалтерской (финансовой) отчетности за один аудируемый период; 4) многократное (более пяти раз) осуществление в течение одного года аудиторской организацией обязательного аудита по заключенным по результатам открытого конкурса договорам, по которым в ходе открытого конкурса начальная цена договора была снижена на двадцать пять и более процентов.

~ О проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 и 2022 годы общественно значимых организаций (ОЗО) и общественно значимых организаций на финансовом рынке (ОЗО ФР) Разъяснение позиции Комитета по правовым вопросам аудиторской деятельности. Позиция органов Федерального казначейства, Минфина России или суда по указанным вопросам может отличаться от позиции СРО ААС.

~ Информационное письмо от 22 сентября 2021 г. № 64 О разъяснении отдельных вопросов по установлению сведений в отношении юридических лиц субъектами федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ.Установлены требования о запрете принимать на обслуживание юридических лиц и осуществлять по их поручению операции с денежными средствами или иным имуществом в следующих случаях, если: осуществляемая деятельность лицензируется, а лицензия отсутствует; доменное имя, указатель страницы сайта с использованием которого оказываются услуги в сети "Интернет" включены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В этой связи Росфинмониторингом подготовлены разъяснения по наиболее часто задаваемым вопросам о применении новых норм.

~ Федеральным законом от 02.07.2021г. № 359-ФЗ внесены изменения cт. 6 в Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Закон вступает в силу 1 января 2022 г., за исключением отдельных норм, которые вступают в силу в особом порядке.

В частности, внесены следующие изменения:

  • Правовое регулирование аудиторской деятельности расширено. В регуляторы аудиторской деятельности включен Банк России.

  • Появилось понятие «Руководитель аудита». Это - аудитор, отвечающий в аудиторской организации за оказание аудиторской услуги аудируемому лицу, в том числе аудитор, возглавляющий аудиторскую группу. Все аудиторские организации обязаны назначать руководителей аудита. Аудитор, имеющий «старый» аттестат не может быть назначен руководителем аудита. Как следует из Федерального закона "Об аудиторской деятельности", аудиторская организация может назначить руководителем аудита как аудитора, являющегося работником этой организации на основании трудового договора по основному месту работы, так и аудитора, являющегося работником этой организации на основании трудового договора по совместительству. Исключение составляют руководители аудита общественно значимых организаций, которыми может быть назначен исключительно аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора по основному месту работы. Руководитель аудита подписывает аудиторское заключение вместе с руководителем организации. Данная норма применяется с 01.01.2023г.

  • Аудитор, назначенный руководителем аудита общественно значимой организации из числа указанных в пунктах 3 - 5 части 1 статьи 5.1 настоящего Федерального закона или претендующий на назначение руководителем такого аудита, обязан проходить обучение по программам повышения квалификации по тематике экономической деятельности соответствующего вида общественно значимых организаций. Продолжительность такого обучения должна составлять не менее 40 часов за три последовательных календарных года.

  • Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится только аудиторскими организациями. Индивидуальные аудиторы начиная с отчетности за 2021 год не имеют права проводить обязательный аудит, но они могут проводить инициативный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности любых организаций, равно как оказывать сопутствующие аудиту услуги.

  • Требования к содержанию аудиторского заключения, перечисленные в части 2 статьи 6, утратили силу. Остались требования к форме, содержанию, и порядку представления аудиторского заключения, предусмотренные стандартами аудиторской деятельности, а кроме этого, Банк России вправе устанавливать дополнительные требования к аудиторскому заключению. Также появилось понятие «ненадлежащее аудиторское заключение» - аудиторское заключение, содержащее ошибочное аудиторское мнение при существенно искаженной бухгалтерской (финансовой) отчетности и составленное с нарушением обязательных требований.

  • С 1 июля 2022 года в аудиторской организации численность аудиторов по основному месту работы должна составлять не менее трех.

  • Все аудиторские организации обязаны вести свой сайт. Перечень информации о деятельности аудиторской организации, подлежащей раскрытию на Интернет-сайте этой организации, а также сроки раскрытия должны быть установлены Минфином России. Данная норма применяется с 01.01.2023г.

  • Закреплены в отдельной статье Требования к руководителю аудита общественно значимой организации.

  • Оказывать аудиторские услуги общественно значимым организациям будут только те аудиторские организации, которые внесены в отдельные реестры аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке и нефинансовым общественно значимым организациям, начиная с аудита за 2023 г. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только названные аудиторские организации начиная с 1 января 2023 г.

  • Банк России будет вести реестр аудиторских организаций, которые оказывают аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке. Уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору будет вести реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (нефинансовым). Сведения, содержащиеся в реестре аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, и реестре аудиторских организаций на финансовом рынке, являются открытыми и общедоступными и подлежат размещению на официальных сайтах уполномоченного федерального органа по контролю и надзору и Банка России соответственно в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

  • Установлены условия для внесения сведений в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги нефинансовым общественно значимым организациям и в реестр аудиторских организаций на финансовом рынке. Вот некоторые из них. Для аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги нефинансовым общественно значимым организациям - численность аудиторов по основному месту работы должна составлять до 1 января 2023 года не менее трех, с 1 января 2023 года не менее пяти. И наличие в числе этих аудиторов не менее трех аудиторов, каждый из которых имеет «новый» квалификационный аттестат аудитора, а также опыт работы и т.д. Для аудиторских организаций на финансовом рынке - численность аудиторов по основному месту работы должна составлять до 1 января 2023 года не менее семи, с 1 января 2023 года не менее двенадцати. И наличие в числе этих аудиторов не менее трех аудиторов, каждый из которых имеет «новый» квалификационный аттестат аудитора, а также опыт работы и т.д.

  • Внешний контроль деятельности аудиторских организаций, аудиторов будут осуществлять: СРО- в отношении аудиторских организаций, аудиторов; Банк России - за деятельностью аудиторских организаций на финансовом рынке; Уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору - в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.



~ Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 № 1188 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами". Вступает в силу с 13 января 2022года.

Правила внутреннего контроля разрабатываются руководителем аудиторской организации до начала оказания аудиторских услуг. В случае подготовки или осуществления аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами от имени или по поручению своего клиента операций с денежными средствами или иным имуществом, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы разрабатывают и утверждают единые правила внутреннего контроля с отражением в них особенностей осуществления внутреннего контроля для каждого вида осуществляемой деятельности. Правила внутреннего контроля должны приводиться в соответствии с требованиями нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения не позднее 1 месяца со дня вступления в силу указанных нормативных правовых актов. Изменения, вносимые в правила внутреннего контроля, оформляются в виде новой редакции правил внутреннего контроля. Правила внутреннего контроля содержат 9 обязательных программ: а) программа организации системы внутреннего контроля; б) программа идентификации клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев; в) программа изучения клиента; г) программа оценки рисков и управления рисками; д) программа выявления операций; е) программа замораживания (блокирования); ж) программа подготовки и обучения кадров; з) программа проверки системы внутреннего контроля; и) программа хранения информации и документов.




НОВОСТИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА


Письмо Минфина России от 25.05.2023 № 03-05-04-01/47959 и Письмо ФНС России от 31.05.2023 № БС-4-21/6802@ О налогообложении налогом на имущество физических лиц жилых помещений (квартир), расположенных в нежилых зданиях, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Федеральный закон от 29.05.2023 № 196-Ф Внесены изменения в часть первую Налогового кодекса. Принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: - недоимка по НДФЛ - с более раннего момента ее образования; - НДФЛ - с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом; - недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам - с более раннего момента ее образования; - иные налоги, авансы, сборы, взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате (перечислению); - пени; - проценты; - штрафы. Правило действует с 29 мая. При положительном сальдо единого налогового счета налоговики автоматически засчитают удержанный налоговым агентом НДФЛ в счет будущего исполнения обязанности по перечислению налога. Сделают это по уведомлению об исчисленных суммах НДФЛ не позднее дня, следующего за днем его поступления в инспекцию. Это изменение вступит в силу 30 июня.

Федеральный закон от 29.05.2023 № 198-ФЗ Внесены изменения в пункт 2.1 статьи 217.1 части второй Налогового кодекса. Теперь доход от продажи земельного участка, на котором расположено продаваемое жилое помещение, и доход от продажи хозяйственных строений на нем не подлежат налогообложению НДФЛ. Указанный доход освобождается от налогообложения независимо от срока нахождения в собственности налогоплательщика. При этом должны соблюдаться следующие условия: продажа земельного участка, хозяйственных строений и сооружений должна осуществляться одновременно с продажей жилого помещения; такое имущество не использовалось в предпринимательской деятельности.

Федеральный закон от 29.05.2023 № 201-ФЗ Внесены изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса. Дополнены основания освобождения от НДФЛ доходов участников долевого строительства, полученных в связи с урегулированием обязательств обанкротившихся застройщиков. В соответствии с принятым законом на основании статьи 217 НК РФ не облагаются НДФЛ доходы в виде возмещения, полученного налогоплательщиком в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ, а теперь также и доходы, полученные участниками долевого строительства в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Федеральный закон от 29.05.2023 № 200-ФЗ Внесены изменения в статьи 217 и 372.1 части второй Налогового кодекса. Освобождены от налогообложения средства материальной поддержки нуждающимся студентам и объекты недвижимости образовательных и спортивных организаций на территории "Сириус". В перечень доходов, освобождаемых от НДФЛ, включена материальная поддержка нуждающимся обучающимся, оказываемая в соответствии со статьей 36 Закона об образовании. Кроме того, принятым законом на территории "Сириус" от налога на имущество освобождены образовательные организации и организации, основным видом деятельности которых является деятельность спортивных объектов, в отношении объектов, введенных в эксплуатацию начиная с 1 января 2022 года, площадью свыше 15 000 кв. м (за исключением объектов, используемых в деятельности по организации и проведению азартных игр).

Письмо ФНС России от 22.05.2023 № БС-4-11/6374@ и Письмо Минфина России от 10.05.2023 № 03-15-07/42587 Обложение сумм возмещения работнику расходов по прохождению обязательных медицинских осмотров налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами.

Федеральный закон от 03.04.2023 N 98-ФЗ Опубликовали поправки к законам о страховании на случай нетрудоспособности и от несчастных случаев. Они уже вступили в силу. Размер среднего дневного заработка для расчета больничного не может превышать величину, определяемую делением на 730 суммы предельных величин базы для начисления взносов за 2 календарных года перед годом наступления временной нетрудоспособности. Ранее такой порядок расчета действовал только для пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком. С 1 до 2 млн руб. увеличили размер единовременной страховой выплаты в случае смерти застрахованного лица. Изменение применяется к страховым случаям, которые наступили с 3 апреля 2023 года.

Постановление от 29 марта 2023 года №500 Постановлением предусмотрено, что с 1 января по 30 июня 2023 года не будут начисляться пени в случаях, когда налогоплательщик допустил ошибки при формировании уведомления об исчисленных налогах или не направил его вовсе.








НОВОСТИ ДЛЯ ЮРИСТА


Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации


Банк России продлил еще на полгода ограничения на перевод средств за рубеж

Они будут действовать с 1 апреля по 30 сентября 2023 года. Ограничения предусматривают, что граждане России и физические лица — резиденты из дружественных стран по-прежнему смогут в течение месяца перевести на любые счета в зарубежных банках не более 1 млн долларов США или в эквиваленте в другой иностранной валюте. Сохраняются и лимиты на перечисления через системы денежных переводов — за месяц не более 10 тыс. долларов США или в эквиваленте в другой иностранной валюте. Суммы переводов определяются по официальному курсу иностранных валют к рублю на дату получения банком поручения об операции.

Документ:Информация Банка России от 31.03.2023

За экономические преступления санкции за неуплату налогов и взносов смягчают

Опубликованные поправки к УК РФ и УПК РФ вступают в силу 29.03.2023. Например, сократили сроки наказания за налоговые преступления, которые совершили в особо крупном размере. Так, максимальный срок лишения свободы составит: - 5 лет вместо 6 - за уклонение от уплаты налогов, сборов, взносов и за неисполнение обязанности налогового агента; - 5 лет вместо 7 - за сокрытие денег или имущества; - 3 года вместо 4 - за неуплату взносов на травматизм. Также добавили новое основание для отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела - уплата недоимки, пеней и штрафов в полном объеме.

Документ: Федеральный закон от 18.03.2023 N 78-ФЗ

Сохраняются все действующие лимиты на выдачу иностранной наличной валюты гражданам и юридическим лицам.

Банк России продлил еще на полгода, до 9 сентября 2023 года, ограничения на снятие наличной иностранной валюты. Если валютный счет или вклад был открыт до 9 марта 2022 года, человек, который пока не воспользовался такой возможностью, может снять с него сумму остатка денежных средств на 00 часов указанной даты, но не более 10 тыс. долларов США или эквивалентную сумму в евро. Остальные средства по-прежнему можно получить в рублях.

Документ:Информация Банка России от 06.03.2023

Изменили список видов деятельности для аккредитации ИТ-компаний

С 24.02.2023 получить госаккредитацию могут и те, кто в качестве основного вида деятельности: - производят оборудование средств связи, в т.ч. ПО для оперативно-розыскных мероприятий (код по ОКВЭД 26.30.16); - осуществляют технический контроль, испытания и анализ (код 71.20.9); - проводят научные исследования и разрабатывают решения в области биотехнологии (код 72.11) или в сфере естественных и технических наук (код 72.19); - ремонтируют компьютеры и периферийное оборудование (код 95.11). Ряду из этих компаний нужен еще и дополнительный вид деятельности с кодами из класса по ОКВЭД 62 и (или) группы 63.1. Исключение - те организации, чей основной вид деятельности имеет код 72.11 либо 72.19. Больше не вправе получить аккредитацию компании, которые в качестве основного вида деятельности издают адресные справочники и списки адресатов (код 58.12). Вступили в силу и другие поправки к положению об аккредитации отечественных ИТ-компаний.

Документ:Постановление Правительства Российской Федерации от 22.02.2023 № 296

Из-за санкций установлен временный порядок - ряду юрлиц разрешили не учитывать голоса некоторых участников ООО и акционеров

По Указу Президента установлен временный порядок, по которому с 17 января общее собрание участников или акционеров, совет директоров и другие органы российских ООО или АО могут принимать решения. Правила вправе соблюдать те компании, которые одновременно отвечают следующим критериям: 1) компания ведет бизнес в сфере энергетики, машиностроения или торговли; 2) бенефициар и (или) контролирующее лицо компании находятся под санкциями, например, стран, совершающих недружественные действия; 3) иностранным лицам, которые связаны с этими государствами, принадлежат доли в уставном капитале или акции компании в размере не более 50% его объема. То же касается ряда владельцев такого имущества, которых контролируют эти иностранные лица; 4) выручка компании (группы лиц, куда она входит) от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг более 100 млрд руб. Речь идет о сумме за год до начала года, в котором орган компании принимает решение. Чтобы определить кворум и результаты голосования по повестке заседания органа компании, не нужно учитывать голоса, в частности, лиц из данных стран. Такое положение вправе установить, например, отечественные участники или акционеры компании, большинством их голосов. Если это положение предусмотрели, орган принимает решение большинством голосов, которые учитывают. При этом неважно, что определяют учредительные документы, корпоративный договор и право, которое применяют к нему. Временный порядок действует до конца 2023 года. Есть и другие положения.

Документ: Указ Президента РФ от 17.01.2023 N 16

Вступили в силу правила наличных расчетов между отечественными и зарубежными участниками внешнеэкономической деятельности

С 27 декабря 2022 года закрепили право резидентов получать от зарубежных компаний и других нерезидентов наличные в любой валюте в виде: 1) платежей за экспорт товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительных прав на них; 2) возврата аванса за импорт тех же объектов, который не состоялся; 3) сумм по договорам займа, если кредиторы по ним - резиденты. Эти деньги можно, например, использовать для расчетов с нерезидентами по импортным контрактам без зачисления на банковские счета. Еще одна из опций - ввезти наличные в РФ и не позже 30 рабочих дней с даты их ввоза или получения в РФ от нерезидента: 1) продать иностранную валюту уполномоченному банку (по курсу ЦБ РФ на день операции) и зачислить полученные рубли на свой счет в уполномоченном банке; 2) зачислить на свой валютный счет в таком банке; 3) внести в свою кассу. При ввозе денег нужно соблюдать право ЕАЭС и законодательство РФ о таможенном регулировании. Есть и другие положения. Напомним, с 8 августа 2022 года действует послабление для отечественного бизнеса. Он не обязан соблюдать, в частности, общее правило, по которому по валютным операциям надо рассчитываться через счета в уполномоченных банках или переводами электронных денег. Это касается участников внешнеторговых и заемных отношений.

Документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2022 № 2433

С 01.01.2023 снизят пошлину юрлицам на регистрацию дополнительных соглашений об изменении или расторжении договоров аренды

В НК РФ закрепят специальную пошлину за госрегистрацию соглашений об изменении или расторжении договоров аренды, сведения о которых есть в ЕГРН. С нового года размер платежа для компаний - 1 000 руб. Сейчас от юрлиц обычно требуют уплачивать 22 тыс. руб., как за регистрацию сделки с недвижимостью. Отметим, за регистрацию допсоглашений к договору аренды земли сельхозназначения пока взимают 350 руб.

Документ: Федеральный закон от 05.12.2022 N 493-ФЗ

Продлили до 01 июля 2023 года послабления по раскрытию сведений для эмитентов ценных бумаг и профучастников

Эмитенты ценных бумаг смогут до 1 июля 2023 года, в частности, не раскрывать: - данные о лицах из органов управления эмитента, замах единоличного исполнительного органа, главбухе и его замах, руководителях и главбухах филиалов эмитента; - сведения о лицах из органов контроля за финансово-хозяйственной деятельностью эмитента; - информацию о сделках эмитента, его контролирующих лиц и подконтрольных ему субъектов. Условие - публикация этих и ряда других сведений приведет или может привести к тому, что против эмитента и (или) прочих лиц введут санкции. До 1 июля 2023 года продолжит действовать сходное правило в сфере раскрытия инсайда. Оно касается эмитентов, организаторов торговли, профучастников рынка ценных бумаг и др.

Документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2022 № 2131

О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 18 марта 2022 г. № 126 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования"

В 2023 году продолжит действовать правило, по которому резиденту нельзя: - оплачивать долю или пай в имуществе (уставном либо складочном капитале, паевом фонде кооператива) юрлица-нерезидента. То же касается и вкладов в такое имущество; - осуществлять взнос нерезиденту по договору простого товарищества с инвестированием в форме капвложений. Напомним, запрет можно не соблюдать, если получить индивидуальное разрешение ЦБ РФ или выполнить одно из таких условий: - перечислить деньги в рублях или в валюте страны, которая не совершает недружественных действий; - провести операцию в валюте государства, совершающего эти действия, в размере не более эквивалента 15 млн руб. по курсу ЦБ РФ на дату платежа. Где находится получатель денег, неважно. Изначально установили, что запрет действует до конца 2022 года.

Документ: Указ Президента Российской Федерации от 23.11.2022 № 845

Утвержден перечень российских кредитных организаций, в отношении которых установлен запрет на сделки (операции) с акциями, долями (вкладами), составляющими их уставные капиталы).

Президент утвердил список из 45 российских кредитных организаций. Сделки и операции с акциями, а также долями (вкладами) в уставных капиталах этих юрлиц нельзя совершать до конца 2022 года. Запрет нужно соблюдать, если такие активы принадлежат, в частности, компаниям из стран, совершающих недружественные действия. Напомним, если вопреки запрету заключить сделку или провести операцию, они автоматически станут ничтожными. Этого не произойдет, если совершить их по решению главы государства.

Документ: Распоряжение Президента Российской Федерации от 26.10.2022 № 357-рп

Многим Обществам с ограниченной ответственностью (ООО) предоставят кредитные каникулы из-за мобилизации единственных участников

20 октября вступила в силу новая мера поддержки малого и среднего бизнеса в условиях мобилизации. Заемщики - ООО могут потребовать от банков или некредитных финансовых организаций (НФО) приостановить выплаты по кредитам либо займам. Для этого нужны такие обстоятельства (одновременно):

- в компании с 21 сентября по данным ЕГРЮЛ один участник - единоличный исполнительный орган;

- его призвали на военную службу по мобилизации;

- ООО заключило с банком или НФО договор кредита или займа (в т.ч. ипотечный) до дня мобилизации участника.

Обратиться к кредитору разрешили, пока действует договор, но не позже 31 декабря 2023 года.

Время приостановки выплат - срок мобилизации плюс 90 дней. В ряде случав льготный период продлят. Заемщик может определить первый день приостановки, но он не должен быть ранее 21 сентября 2022 года.

В льготный период нельзя начислять неустойки (штрафы, пени), например, за невозврат кредита или займа.

В законе есть и другие новшества.

Напомним, сходная мера поддержки с 7 октября доступна мобилизованным и их семьям.

Документ: Федеральный закон от 20.10.2022 № 406-ФЗ

Продажа и аренда публичных участков: с 1 марта аукционы будут проводить в электронной форме

По общему правилу аукционы по продаже государственной или муниципальной земли с 1 марта 2023 года станут проводить только в электронной форме. То же касается аукционов на право заключить договоры аренды таких участков. Исключения смогут установить в федеральном законе.

Интернет-аукцион будут организовывать на электронных площадках, которые работают по законодательству о госзакупках. Их операторы смогут взимать, например, с победителей плату за участие.

По результатам аукциона стороны заключат электронный договор купли-продажи либо аренды и заверят его квалифицированной ЭП.

Установят и другие нормы.

Сейчас в ЗК РФ уже есть правило о том, что большинство аукционов по продаже и аренде публичных участков нужно организовывать в цифровом виде. Однако это положение не применяют, поскольку федеральный закон о порядке проведения таких мероприятий не вступил в силу. Такой порядок и зафиксировали в новом законе.

Документ: Федеральный закон от 07.10.2022 N 385-ФЗ

Утвердили перечень видов деятельности в области ИТ

В целях единообразного определения понятия «Деятельность в области информационных технологий» Приказом Минцифры России от 08.10.2022 N 766 утвержден Перечень из 36 видов деятельности, относящихся к области информационных технологий в который, например, включены:

- реализация программ для ЭВМ, баз данных (включая их обновления и изменения);

- деятельность по созданию, реализации и (или) изданию компьютерных игр, видеоигр;

- оказание услуг удостоверяющего центра;

- осуществление деятельности оператора фискальных данных;

- предоставление потребителю возможности в сети Интернет с использованием собственных программ для ЭВМ, сайтов, баз данных приобрести дистанционно товары путем заключения договора купли-продажи и доставки соответствующих товаров;

- оказание услуг по регистрации доменных имен и др.

Документ: Приказ Минцифры России 08.10.2022 N 766



Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации


Обзор судебной практики ВС РФ № 1 2023г.

В обзор вошли позиции по гражданским делам, в том числе: 1) Разрешение споров, возникающих из договорных отношений 2) Разрешение споров, возникающих вследствие причинения вреда 3) Разрешение споров, связанных с социальными, трудовыми и пенсионными отношениями 4) Применение норм процессуального права.

В обзор вошли позиции по экономическим спорам: 1) Практика применения законодательства о юридических лицах 2) Практика применения земельного законодательства 3) Споры, возникающие из договорных отношений 4) Практика применения законодательства о страховании 5) Споры о защите прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации 6) Практика применения законодательства об энергоснабжении и оказании коммунальных услуг 7) Практика применения законодательства о налогах и сборах 8) Практика применения таможенного законодательства 9) Практика применения законодательства об исполнительном производстве

В обзор вошли позиции по уголовным делам: 1) Вопросы квалификации 2) Назначение наказания 3) Процессуальные вопросы

В обзор вошли позиции по административным делам: 1) Практика применения положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

В обзор вошли позиции по делам военнослужащих: 1) По уголовным делам

В обзоре разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике.

Обзор судебной практики ВС РФ № 3 2022г.

В обзор вошли позиции по гражданским делам, в том числе: 1) Разрешение споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав; 2) Разрешение споров, возникающих из договоров обязательного страхования гражданской ответственности; 3) Разрешение споров с сетевыми и газораспределительными организациями; 4) Разрешение споров, связанных с социальными и пенсионными отношениями.

По экономическим спорам в частности: 1) Практика применения законодательства о несостоятельности (банкротстве); 2) Практика применения гражданского законодательства; 3) Споры, связанные с содержанием общего имущества в многоквартирном доме и управлением многоквартирным домом; 4) Практика применения земельного и природоохранного законодательства; 5) Практика применения законодательства о защите конкуренции; 6) Практика применения административного законодательства.

По уголовным делам: 1) Вопросы квалификации; 2) Назначение наказания.

По административным делам: 1) Практика применения положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Обзор судебной практики ВС РФ № 2 2022г.

ВС РФ в очередной раз обобщил практику президиума и коллегий. В новый обзор, в частности, включили 11 позиций по гражданским спорам и 10 - по экономическим.

Среди выводов по экономическим спорам можно отметить запрет на ограничение в договоре транспортной экспедиции размера упущенной выгоды.

Также в обзоре есть один ответ на вопрос из практики нижестоящих судов:

- о взыскании компенсации морального вреда к отношениям, связанным с передачей объекта долевого строительства гражданину, заключившему договор участия в долевом строительстве исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, применяются положения статьи 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей, в том числе и после 25 марта 2022 г.


Обзор судебной практики ВС РФ № 1 2022г.

В новом обзоре традиционно представлены дела, рассмотренные коллегиями ВС РФ, а также ответы на вопросы из практики нижестоящих судов. Что касается ответов на вопросы из практики, то их всего три:

- смерть директора компании не приводит к прекращению доверенностей, которые он выдал;

- по требованиям к негосударственным пенсионным фондам о выплатах из средств пенсионных резервов (накоплений) граждане должны сначала обращаться к финансовому омбудсмену, а только потом в суд;

- пенсионные основания для получения негосударственной пенсии должны содержаться исключительно в пенсионном договоре.


Обзор судебной практики ВС РФ № 4 2021г.

Практика применения законодательства о налогах и сборах:
1) Определение № 308-ЭС21-6663 Факты монтажа оборудования в зданиях и помещениях, предназначенных для обеспечения производственной деятельности, а также использования имущества (оборудования и зданий) по общему назначению не являются основанием для отказа в предоставлении освобождения от налогообложения, предусмотренного законом в отношении движимого имущества.

2) Определение № 309-ЭС20-7376 Применение п. 2 ст. 269 НК РФ как нормы, направленной на противодействие злоупотреблению правом, предполагает необходимость достоверного (содержательного) установления фактов хозяйственной деятельности, которые образуют основания для отнесения задолженности налогоплательщика по долговым обязательствам к контролируемой задолженности перед соответствующим иностранным лицом.

3) Определение № 306-ЭС19-27836 При оценке допустимости возмещения налогоплательщику убытков в виде расходов, понесенных при обжаловании решения налоговой инспекции в вышестоящий налоговый орган, имеет значение, имело ли место со стороны налоговой инспекции невыполнение публичных обязанностей при проведении мероприятий налогового контроля и при вынесении обжалованного решения.

4) Определение № 301-ЭС20-5798 Право на обращение налогоплательщика в суд с исковым заявлением о возврате из бюджета излишне взысканных налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов не обусловлено необходимостью соблюдения досудебного порядка урегулирования вопроса об их возврате.

Суд апелляционной инстанции не вправе отменять законное и обоснованное решение суда и оставлять исковое заявление без рассмотрения исключительно в целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.

Суд кассационной инстанции, рассматривая кассационную жалобу, не вправе ухудшать положение заявителя по сравнению с обжалуемым судебным актом.


Обзор судебной практики ВС РФ № 3 2021г.

Практика применения законодательства о налогах и сборах:

1) Определение № 308-ЭС20-23222 При оценке правомерности применения освобождения движимого имущества от налогообложения значение имеет то, выступали ли спорные объекты основных средств (машины и оборудование) движимым имуществом на момент их приобретения, а также правомерность их принятия к учету в качестве отдельных инвентарных объектов.

2) Определение № 308-ЭС21-364 Открытие конкурсного производства в отношении поставщиков товаров (работ, услуг) само по себе не может являться безусловным основанием для лишения налогоплательщиков-покупателей права на вычет суммы НДС, предъявленного в цене.

3) Определение № 301-ЭС21-784 Суммы налога, предъявленные в ходе строительства, могут быть приняты к вычету налогоплательщиком, ранее применявшим упрощенную систему налогообложения, если объект строительства не использовался для извлечения выгоды в период применения упрощенной системы налогообложения, а облагаемые НДС операции возникли после перехода налогоплательщика на общую систему налогообложения.

4) Определение № 309-ЭС20-21650 Для исчисления земельного налога в отношении участков, образованных вследствие разделения единого земельного участка, может быть учтена кадастровая стоимость первоначального земельного участка, установленная решением суда в размере его рыночной стоимости.

5) Определение № 309-ЭС20-23981 Налогоплательщик, использующий формальный документооборот с участием компаний, заведомо не ведущих реальной экономической деятельности («технических» компаний), вправе учесть фактически понесенные расходы при исчислении налога на прибыль в случае предоставления им (наличия у налогового органа) сведений и документов, позволяющих вывести фактически совершенные хозяйственные операции из не облагаемого налогами оборота. Расчетный способ определения суммы налога в указанных случаях не применяется.

6) Определение № 309-ЭС20-22962 Трехлетний срок исковой давности для обращения в суд с иском о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование исчисляется с даты представления расчета по страховым взносам за соответствующий расчетный период, но не позднее срока, установленного для уплаты страховых взносов.


Обзор судебной практики ВС РФ № 2 2021г.

1. Практика применения законодательства о юридических лицах:

Определение № 305-ЭС20-16189 Решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должно приниматься с учетом гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением, и может быть принято только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта.

2. Практика применения законодательства о несостоятельности (банкротстве):

Определение № 305-ЭС16-19742 (6) В силу подп. 2 п. 5 ст. 18 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» при банкротстве государственных унитарных предприятий принадлежащие им как арендаторам права и обязанности по договорам аренды земельных участков, находящихся в публичной собственности, не могут быть переданы иным хозяйствующим субъектам, в том числе посредством проведения торгов.

3. Практика применения законодательства о налогах и сборах:

1) Определение № 305-ЭС20-16100 Получение лизинговой компанией иных доходов помимо лизинговых платежей само по себе не может является основанием для отказа в применении специальных правил определения коэффициента капитализации, установленных в п. 2 ст. 269 НК РФ для лизинговых компаний, применяемого для исчисления предельной величины процентов, учитываемых по налогу на прибыль организаций.

2) Определение № 309-ЭС20-17277 106 Применение налоговых вычетов НДС не допускается, если налогоплательщик участвовал в согласованных с иными лицами действиях, направленных на неправомерное уменьшение налоговой обязанности за счет искусственного наращивания стоимости товаров (работ, услуг) без формирования источника вычета (возмещения) налога, или во всяком случае, если ему было известно о действиях иных лиц, уклоняющихся от уплаты НДС в процессе обращения товаров (работ, услуг).

3) Определение № 301-ЭС20-19679 Приобретение товаров у организации, признанной несостоятельной (банкротом), само по себе не лишает покупателя права на вычеты предъявленных ему сумм НДС, если не установлено участие налогоплательщика в получении необоснованной налоговой выгоды в результате совместных с поставщиком и иными лицами действий.

4) Определение № 309-ЭС20-17578 Застройщик, осуществляющий строительство многоквартирного дома в рамках договора участия в долевом строительстве, вправе определять налоговую базу по налогу на прибыль организаций, исходя из итоговой величины финансового результата от использования средств дольщиков по целевому назначению, который рассчитывается в целом по объекту строительства.


Обзор судебной практики ВС РФ № 1 2021г.

Практика применения законодательства о налогах и сборах:

1) Определение № 309-ЭС20-11143 При применении повышающего коэффициента 2 к ставке земельного налога 0,3 процента, предусмотренной п. 15 ст. 396 НК РФ в отношении участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства в рамках реализации договора о развитии застроенной территории, должны учитываться положения градостроительного законодательства, определяющие сроки, в течение которых налогоплательщик обязан приступить к строительству соответствующих объектов недвижимости.

2) Определение № 303-ЭС20-10766 Увеличение цены договора и дополнительного взыскания сумм НДС с покупателя в случае неправильного учета налога продавцом при формировании окончательного размера цены договора допускается в случаях, когда такая возможность согласована обеими сторонами договора, либо предусмотрена нормативными правовыми актами. Пересмотр договорной цены в связи с самим фактом возможного изменения объема налоговых обязательств продавца (исполнителя) не является правомерным.

3) Определение № 305-ЭС20-2879 Налоговый орган не вправе начислять пени налогоплательщику, своевременно представившему заявление о зачете переплаты, за период после подтверждения ее наличия до фактического принятия должностными лицами налогового органа решения о ее зачете.


Top.Mail.Ru

© Консалтинговая компания "2СТ-Аудит" 2023
https:// www.2staudit.ru
e-mail: info@2staudit.ru